Политические перемены, которые еще год назад казались почти невозможными, постепенно становятся неизбежными. Судя по всему, уже в обозримом будущем наша страна останется без нынешнего премьера, стремительно проходящего путь от несостоявшегося национального лидера до политического неудачника.

Трудно предсказать, как произойдет его отставка, поскольку за ней могут стоять различные политические силы.

Премьера может убрать так называемое либеральное крыло, которое заинтересовано в возобновлении реального политического процесса и в улучшении отношений с Западом.

Эти желания легко объяснимы. Околовластные "либералы" лучше владеют политическими инструментами, чем их конкуренты, которым они неминуемо проиграют в противостоянии, где используются исключительно силовые и административные методы. Запад может стать источником внешнеполитической поддержки для "либералов". Кроме того, в случае нормализации отношений с США и ЕС российским корпорациям могут помочь в решении финансовых проблем. Это станет важным козырем либералов в междоусобной борьбе. А бывший национальный лидер, ныне не слишком успешный борец с кризисом, мешает и демократизации, и отказу от внешнеполитического противостояния с Западом. Имитация борьбы за мировое лидерство (фарс, пришедший на смену трагическому глобальному конфликту времен холодной войны) стала важнейшей составляющей пропагандистского образа созданного им режима.

Премьера могут отстранить от власти и окопавшиеся в правящей элите "патриоты"

(большей частью вышедшие из силовых структур), стремящиеся превратить Россию в главного оппонента США на международной арене. Это позволит им резко увеличить затраты на оборону, которые они смогут распределить между приближенными корпорациями, и национализировать собственность конкурентов (под предлогом борьбы с кризисом и усиления государственной мощи), передав ее в управление доверенным людям.

Политическими инструментами эти деятели не владеют, вести информационные войны практически не умеют. Поэтому они заинтересованы в окончательном и бесповоротном торжестве административных и коррупционных механизмов. На пути у них также стоит премьер. Он не собирается всерьез ссориться с Западом и не позволит перераспределить собственность. Он также заинтересован в том, чтобы сохранялся минимальный уровень политической и информационной свободы, не позволяющий режиму перерасти в диктатуру, с которой не желают разговаривать на равных западные демократии. Кроме того, в условиях диктатуры у тех, кто контролирует суды и силовые ведомства, появится слишком много власти. Отсутствие внешнеполитических угроз и сохранение внутри страны баланса сил между различными группировками необходимы для сохранения единства властной системы, сформированной Владимиром Путиным.

Премьер-министра может лишить кресла и альянс из нескольких группировок, лишенных какой бы то ни было идеологии, заинтересованных исключительно в выживании и сохранении захваченной собственности. Режим не может справиться с кризисом.

Он обречен на гибель, поскольку главными условиями его существования были социальная стабильность и удовлетворение постоянно растущих аппетитов бюрократической верхушки и собственников крупнейших корпораций. Теперь все это в прошлом. Те, кто не хочет гибнуть вместе с режимом, должны как можно быстрее занять его место и выработать новые условия внутриэлитного консенсуса. Времени для этого остается не так много: власть утратила инструменты борьбы с социальной дестабилизацией, которыми обладала в 90-е годы, и вряд ли сумеет их восстановить.

Причина подобной слабости властной группировки в том, что она и не собиралась преодолевать какие-либо трудности.

Она могла сохранять господствующее положение только в благоприятных социально-экономических обстоятельствах. Чем лучше была внешнеэкономическая конъюнктура, тем прочнее были позиции этой группировки. Однако сам режим не становился ни прочнее, ни динамичнее. Он раздирался внутренними противоречиями и был принципиально не способен к проведению реформ и осуществлению модернизации, которые требовались для эффективного национального развития. Огромные поступления от экспорта сырья и энергоресурсов позволяли сглаживать разногласия между околовластными группировками и поддерживали в работоспособном состоянии российскую экономику. Как только уменьшились доходы корпораций и снизились поступления в государственный бюджет, обнаружилось, что власть не может решать сколько-нибудь серьезные проблемы. Теоретически это было ясно и раньше. Теперь появилась возможность убедиться в этом на практике.

Внутренняя слабость режима предопределила его неминуемое падение.

Будь он хотя бы немного сильнее, он не боялся бы политической конкуренции. Но правящая группировка, окончательно сформировавшаяся после переизбрания Владимира Путина, уничтожила всех потенциально опасных политических оппонентов, как только появилась подобная возможность. Этот процесс продолжался вплоть до начала активной фазы экономического кризиса, несмотря на то, что политическое пространство было основательно зачищено уже к 2007 году.

Больше нет ни самостоятельных левых (КПРФ до сих пор не решается открыто провозглашать свои программные требования), ни традиционалистов и государственников ("Справедливая Россия", занявшая их место предпочитает бездействовать), ни либералов, готовых отстаивать свои убеждения (о "Правом деле" даже и сказать-то нечего). Точнее говоря, они существуют, но за рамками политического процесса, в составе внесистемной оппозиции. Политическая система опирается исключительно на "Единую Россию", все остальное имеет в лучшем случае декоративные функции. Поэтому власть не может удержаться, договорившись с одним из оппонентов, обменяв его поддержку на участие в государственном управлении, как это неоднократно происходило во времена Ельцина. Сама же "Единая Россия" может лишь обслуживать пожелания режима и, как только осознает его слабость, броситься искать нового хозяина. Впрочем,

вполне возможно, что ее попытаются убрать с политической сцены вместе с новым премьером, поскольку ни "либеральное" крыло, ни силовая группировка, ни безыдейные олигархи не нуждаются в наследии Владимира Путина.

В условиях кризиса оно становится обузой.

Однако не следует преувеличивать роль несостоявшегося "национального лидера" в формировании нынешней социально-политической системы. Нынешний режим не был создан Путиным, он всего лишь возник в тот период, когда тот управлял страной. Функция Путина сводилась к тому, что он не допустил модернизации и демократизации того строя, который сложился к началу нового столетия. Различные группировки элиты поддержали действия президента, поскольку демократические преобразования и диверсификация экономики могли подорвать их господство. В условиях жесткого ограничения политической конкуренции, постоянного контроля над информационным пространством, альянса власти и собственников корпораций, занятых экспортом сырья и энергоресурсов, мог возникнуть только такой режим. Владимир Путин стал его символом и лидером, обеспечив лояльность большей части общества, которое он заставил поверить в свою способность обеспечить рост международного авторитета страны, восстановление экономики и повышение уровня жизни. Обществу настойчиво внушали, что это обязательно должно произойти, точнее говоря, уже происходит, пусть медленно, но неуклонно.

Очевидно, что российское общество не простит тем, кто отнял у него столь долго тешившие его иллюзии. Для правящей элиты важно указать ответственного. Понятно, что для этой роли лучше всего подходит символ разваливающегося режима — Владимир Путин.

Однако нельзя поддаваться на новые уловки.

Устранение Владимира Путина вовсе не означает, что будет покончено с оставленным им наследием.

Напротив, система, сформировавшаяся в последние годы, в своих главных чертах устраивает большую часть политической и экономической элиты. И элита попытается сохранить важнейшие составляющие путинской системы, сделав уступки в мелочах, создав видимость демократизации так же, как Путин, будучи президентом, имитировал модернизацию и разыгрывал национальное возрождение. Поэтому важно добиться проведения подлинных демократических преобразований: свободных выборов, как в местные, так и в федеральные органы власти, установления общественного контроля над деятельностью власти и работой корпораций, формирования конкуренции в политическом и медийном пространстве. В противном случае даже демонтаж путинского режима не избавит нашу страну от его наследия, а значит, не остановит приближение общенациональной катастрофы.

Дмитрий Галкин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter