Федерация автовладельцев России 13 апреля начала общественную кампанию "Слуга народа, снимай мигалку!". Цель акции — добиться внесения в правила дорожного движения поправок, регулирующих право преимущественного проезда на дорогах и исключить пункт, дающий право использования спецсигналов для автомобилей без специальной цветовой окраски. Мы попросили руководителя московского представительства ФАР Сергея Канаева рассказать о том, как будет проходить эта акция, а также прокомментировать громкие истории с выездом на встречную полосу советника президента Владимира Шевченко, "живым щитом" на МКАД и ДТП на Ленинском проспекте.

Сергей, расскажите пожалуйста о том, как Федерация автовладельцев собирается бороться с мигалками.

— Проблемой мигалок мы начали заниматься 1 февраля, тогда мы объявили семь пикетов на Кутузовском проспекте, однако, ни один из них нам не согласовали. Мы поняли, что нужно выбирать другую форму. История с Шевченко и Хартли сама по себе не является из ряда вон выходящей, поскольку такие ситуации происходят на дорогах каждый день, просто нашелся один человек, который об этом сказал. В принципе, проблема уже существует давно, но сейчас мы нашли какие-то пути ее решения.

Когда нам запретили пикеты, мы призвали водителей сигналить машинам с мигалками, которые нарушают правила дорожного движения. Сигнальте, ведь это же не трудно, если вы действительно возмущены. Нам говорят, что сигналить мало, что нужно что-то большее. Мы говорим: "Пожалуйста, вешайте стикеры на автомобили "Мигалки — позор России", "Слуга народа, снимай мигалку" и так далее". Мы готовы их сделать, готовы их раздавать, вешайте. А нам говорят, что надо делать что-то более радикальное. На это я отвечаю: "Вы можете не пропускать машины с мигалками без спецокраски, тем более, если они не включают звуковой сигнал, то вам вообще ничего не грозит. Если же у них включенный световой и звуковой сигнал, то вам грозит штраф 500 рублей. Вы готовы пойти на этот штраф? Если вы считаете, что они несут угрозу безопасности дорожного движения, то противодействуйте им".

Со своей стороны мы разработали план мероприятий. Сначала мы делаем обращение к президенту, в котором мы говорим: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сколько можно жить в феодальном обществе, давайте уже разберемся с этой проблемой". Мы считаем, что мигалки как таковые вообще не нужны, поскольку это провокация неравенства, которую люди каждый день видят на дорогах. Мы хотим, чтобы это обращение поддержала Общественная палата, Совет Федерации, Госдума. Нашу инициативу уже поддержал депутат от "Справедливой России" Валерий Зубов, но мы хотим обратиться ко всем фракциям. Затем с этим требованием мы обращаемся к президенту и, если он говорит, что надо убрать все мигалки, то мы делаем второе обращение, уже в правительство. В этом обращении мы говорим: "Уважаемый Владимир Владимирович! Ну достали мигалки!" Снять мигалки в компетенции президента, а его мы просим исключить из Правил дорожного движения, которые являются постановлением правительства, пункт, дающий право преимущественного проезда для автомобилей со спецсиглналами без спецокраски. И тогда мигалки больше никак не возникнут. Этот вопрос нужно поднять, решить и закрыть навсегда.

Сколько вообще мигалок в России и в Москве в частности?

— Официально около 980. В основном, это Федеральная служба охраны, МВД, администрация президента, министерства и ведомства, правительственные машины.

А по неофициальным данным? Кто ездит на них?

— По неофициальным данным только в Москве, как минимум, в два раза больше. Известно, что с мигалкой ездит глава Сбербанка Герман Греф, глава "Роснано" Анатолий Чубайс ездит с мигалкой. А на каком основании? На их машинах и на машинах сопровождения мигалки. Это охраняемые лица государства? Если это действительно необходимо, то пусть их сопровождают, если нет такой необходимости, то пусть они ездят с любой охраной, но только по правилам дорожного движения. В свою очередь сотрудник ДПС будет иметь право наказать за нарушение ПДД. Если же действительно это охраняемое лицо государства или какая-то необходимость, то сопровождайте человека. Это будет показывать уважение: человек на работе, по государственным делам и его сопровождает автомобиль. Когда же этот человек просто двигается по дороге, то он должен показывать свое уважение к обществу, также как и во всех странах мира.

Если же взять практику зарубежных стран, то там вообще такого нет. Там высокопоставленных чиновников даже штрафуют, таких примеров очень много: король Швеции, король Испании, английская королева, канцлер ФРГ...

Как В думаете, почему в России вообще очень неуважительное отношение друг к другу на дорогах?

— Давайте посмотрим, откуда здесь растут ноги. Вот почему мы считаем, что нужно убрать мигалки? Мигалки не решат все проблемы, но именно они провоцируют остальные автомобили на нарушения правил дорожного движения, в том числе и выезд на встречку. Люди смотрят на это и думают: почему ему можно, а мне нельзя? Чтобы этого не было в принципе, первое — нужно убрать мигалки. Затем необходимо ввести систему общественного контроля за тем, как инспектора ДПС исполняют свои должностные обязанности.

У нас ужесточают наказание за нарушения Правил дорожного движения, но при этом только увеличиваются взятки, а люди четко знают: если у вас присутствуют деньги, то вы можете решить почти все проблемы. Поэтому следующий вопрос — это вопрос коррупции. И здесь многое зависит не только от недобросовестных инспекторов, но и от нас, все должны понимать, что взяток мы не должны давать.

Еще один вопрос — это равенство людей перед законом. У нас неотвратимость наказания убрана на последний план, а нам кажется, что неотвратимость наказания нужно вывести на первый план, когда любой человек, кто бы он ни был, знал, что если он нарушает Правила дорожного движения, он должен за это отвечать.

Какие, по Вашему мнению, должны быть предприняты шаги в ходе реформы ГИБДД?

— Нужно начинать с законодательной базы. Нужен закон о дорожном движении. Сейчас подобный закон лоббирует депутат Александр Хинштейн, но в подобном виде его нельзя принимать. Он не просто сырой, а, скорее, популистский, который в принципе ничего не поменяет. Хинштейн считает, что ПДД должны быть не постановлением правительства, федеральным законом. Нет, подождите, если уж мы закон будем принимать, то с учетом тех проблем и задач, которые надо решить. Просто из постановления о правилах дорожного движения сделать закон о дорожном движении — это только часть проблемы, поэтому мы предлагаем решать все в комплексе.

Мы также считаем, что КоАП имеет ряд существенных недостатков, которые в обязательном порядке нужно исправлять. Должны быть различные градации штрафов, но у них не должно быть вилки, они должны быть более четко прописаны. Инспекторы не должны иметь возможности решать те или иные проблемы на свое усмотрение.

Сама система ГИБДД должна быть полностью реформирована. У нее нужно забрать все обязанности, не относящиеся к безопасности дорожного движения: регистрацию, техосмотр и так далее. Они не должны проверять на дороге автомобили, а только следить за соблюдением правил дорожного движения. Все. Регистрацию нужно отдать налоговой инспекции, поскольку она и так этим занимается. Техосмотр вполне могут проводить саморегулируемые организации, в которые войдут сертифицированные центры. Все проблемы можно решить если захотеть. Дальше мы предлагаем пойти по пути общественного контроля.

Как должен осуществляться общественный контроль?

— Мы считаем, что люди должны активно участвовать в этом, фотографировать, размещать в Интернете. Вот мы общаемся с ГУВД, они нам говорят: "Давайте, присылайте". Если они так говорят, то нужно их закидать нарушениями, которые мы видим на дороге со стороны инспекторов ГИБДД, чиновников и прочих.

Нужно, чтобы вся система ГИБДД была прозрачна и открыта, и люди могли ее контролировать. Люди сами должны начать активно подключаться к этому процессу, потому что до тех пор, пока мы не поймем, что от нас с вами зависит наше будущее, то любая власть, будучи бесконтрольной, превратится в то, что мы имеем.

Заместитель Хиллари Клинтон Майкл Макфолио, когда мы с ним общались, сказал: "Если из Америки убрать гражданское общество, то это будет Россия". Майкл сам говорит: "Если бы у нас не было контроля, то представители власти перестали бы работать". По крайней мере, это честно звучало. Я верю, что он не собирается совершать какие-то правонарушения, но при этом честно сказал: "Если вы этого не поймете, вы обречены".

Сейчас мы видим пусть и единичные, но все-таки случаи активных действий со стороны гражданского общества. Взять такие примеры, как ДТП на Ленинском проспекте, "живой щит", Шевченко и Хартли?

— ДТП на Ленинском проспекте — это общественный резонанс, а вот Хартли и Сутягин — это уже единичные проявления гражданского общества. Резонанс по Ленинскому проспекту нужно было создать. Здесь как раз самая гражданская позиция у рэппера Noize MC. И таким людям, как Сутягин и Хартли нужно помогать. Мы были с Noize MC на передаче, где он сказал, что его песня ничего бы не сделала, если бы не было общественного резонанса. Если бы просто только Анастасия написала в ЖЖ и это бы не дошло до президента, это бы тоже ничего не решило. Здесь же подключилось все сообщество, мы все вместе сумели придать эту историю огласке и теперь ее уже трудно замолчать.

Расскажите, пожалуйста, о том, как идет расследование ДТП на Ленинском проспекте. В каком состоянии находится дело? Недавно прошла информация о том, что расшифровка "черного ящика" "мерседеса" ничего дала?

— Здесь ситуация сложная. С владельцами "Мерседеса" однозначно не пошли на конфронтацию. Возможно, этих данных уже и не было у "черного ящика" "мерседеса", поэтому они и не могли ничего сказать. "Черный ящик" — он же как компьютер, если у вас есть информация, то вы можете ее стереть, загнать на какой-то сертифицированный центр, где люди понимающие, к хорошим програмерам, и они ее уберут. Что может после этого показать экспертиза? Она может показать только, что были внесены изменения, а какие это изменения — они уже не видят. Как на компьютере "файл удален", поэтому вы можете озвучить только то, что осталось. Я считаю, что с "черным ящиком" можно закрыть тему.

В каком состоянии находится расследование этого ДТП?

— К концу апреля официальное следствие должно дать результаты — трассологическое и автоэкспертное заключение. Со своей стороны, мы сделали опросник для автоэкспертов, и три человека независимо друг от друга отвечают на наши вопросы. В этом и заключается независимое расследование. Нас упрекают в том, что действий ФАР не слышно и не видно. Но мы нашли трех свидетелей, которые дали показания. Одного из них до сих пор сопровождает наш адвокат.

Нас спрашивают, почему мы не публикуем официального заявления ФАР по этому делу. Мы считаем, что нам не нужно торопиться. Пускай они сначала представят официальные данные, а мы предоставим ответы на вопросы независимых экспертов. Тогда уже мы сможем оценить официальное следствие.

Данные с камер наблюдения потерялись безвозвратно?

— Я думаю, они никому не выгодны. Если учитывать, кто такой господин Барков, я думаю, что он решил эту проблему за 5 минут.

На Ваш взгляд, будет ли дана независимая оценка событий 25 февраля?

— Не будет. Я уверен, что будет обоюдка в связи с отсутствием доказательств. Сейчас они приводят некие доказательства, чтобы оттянуть дело, снизить общественный резонанс и в конечном итоге хотя бы прийти к обоюдке. У них задача только эта, поскольку были сделаны громкие заявления о вине "Ситроена". Там же увольнять надо всех. Того, кто делал заявление о виновности водителя "Ситроена" нужно увольнять, господина Казанцева — увольнять. Всех, кто в этом участвовал — нужно увольнять.

Я считаю, пока мы не научимся контролировать власть и привлекать ее к ответственности, действительно настоящей ответственности, ничего меняться не будет. Сейчас власть сама выбирает для себя наказание: вот, мы вынесем выговор, уговорили. Мне кажется, что неправильно надеяться на то, что будет справедливое наказание, власть не пойдет на это без общественного давления.

Власть вынесла урок из истории с "живым щитом" на МКАД?

— Подобные случаи уже были не раз и Станислав Сутягин может это подтвердить. Ему позвонило очень много людей, которые описывали подобные истории. Он их спрашивал: "А что же вы молчите?" К нам тоже люди обращались, мы предлагали им решать эту проблему, однако, они по разным обстоятельствам отказывались. Мы говорим, что в конечном итоге это закончится летально. В этой истории с "живым щитом", я считаю, проведена нормальная работа. Стасу все возместили, он получил автомобиль, поблагодарил — ребята, все нормально, спасибо, что поддержали. При этом мы считаем совершенно справедливым требование отправить в отставку Казанцева как человека, который взял на себя ответственность за это. Но даже если Казанцев не уйдет в отставку, то любой чиновник будет понимать, что, если это случится повторно, тогда его точно отправят в отставку. Сейчас Нургалиев объявил о том, что реформирование МВД пройдет до конца года. Вот он и отправит в отставку нескольких людей под каким-либо предлогом и скажет, что реформирование проведено.

Были ли случаи, когда благодаря действиям ФАР удавалось добиваться каких-то реальных результатов в подобных делах?

— Недавно была история с Николаем Катковым. Он ехал с дочерью, и в его автомобиль врезалась машина пьяного сотрудника ДПС, при этом самого Каткова признали виновным в аварии. Нам удалось доказать обратное. Это рядовой случай, но там все закончилось нормально, все живы-здоровы, автомобиль восстановили, сотрудник ДПС отстранен от должности.

Сейчас участилось количество резонансных ДТП с участием сотрудников правоохранительных органов. Как Вы оцениваете их поведение на дорогах.

— Мне кажется, их движение — это отражение всего общества. Откуда они взялись? Они же не прилетели с Луны, они такие же люди, которые получили для себя привилегии, они всю жизнь о них мечтали, ездя на простом автомобиле. Поэтому, когда они получили преференции, их поведение не меняется. Мне кажется, это зависит от общей культуры, в том числе и поведение сотрудников ДПС. Нужно в обществе сделать модным ездить по правилам дорожного движения. Я был в Канаде, там наш соотечественник рассказывал: "Не могу привыкнуть к тому, что на хай-вее, где можно ехать180-200 км/ч, они едут 120 км/ч, и ты ничего сделать не можешь". Нужно очень много маневрировать, либо ехать по свободной полосе, но это неприлично, это не принято, и если ты едешь с такой скоростью, то на тебя все смотрят, как на больного.

В России существует такая практика, когда водители мигают друг другу, если впереди стоит засада гаишников.

— Это вопрос общей культуры. В данном случае сами европейцы говорят, что в России есть две хороших вещи: автомат Калашникова и то, что водители мигают на дорогах. Когда они приезжают к нам, то понимают, что если бы у них были такие гаишники, они бы тоже мигали. Но у них другое отношение общества, там есть уважение к закону, соответственно, и сами сотрудники дорожной полиции не вымогают взятки, а соблюдают закон.

Сейчас ФАР провел ряд акций, в том числе за отставку Казанцева. Но кроме этого Вы приняли участие в акции в защиту 31-ой статьи Конституции. Зачем?

— Мне кажется, что одно другому не мешает. Мы не политики но, мы считаем, что можем выразить свою гражданскую позицию. Нас это тоже касается, поскольку мы тоже проводим акции протеста, и нам их запрещают. Мы думаем, что если 31-я статья исчезает из Конституции РФ, то получается, что мы вообще не имеем права проводить никаких общественных мероприятий. Именно поэтому мы вышли на Триумфальную площадь. При это мы не заявляли себя как ФАР, но сказали: "Да, это мероприятие не санкционировано, но если вы хотите прийти, то выходите". Мы все понимаем, что эта общая проблема.

Вы собираетесь выйти на Триумфальную площадь 31 мая?

— Хорошо бы, конечно, чтобы мероприятие согласовали, но даже если этого не произойдет, то, думаю, многие из нас придут. 31 марта нас было 30 человек, они там были без значков, но тем не менее даже некоторые распечатали листовки с текстом 31-ой статьи Конституции. Одного из наших активистов Дмитрия Межинских забрали в милицию за то, что у него в руках была 31 статья Конституции.

Так что же все-таки нужно менять?

— Я не считаю, что нужно менять государственную систему в целом. Думаю, что пока мы не поймем, что все зависит от нас, то любая власть: хорошая она или плохая, придет к тому, что мы сейчас имеем. Нужно, чтобы общество захотело контролировать власть, а если это никому не нужно, то власть не решит наши проблемы. У власти проблем нет! Вы донесите до нее свое мнение, хотя бы выйдете на улицу, оторвитесь от дивана, придите и скажите о своей проблеме. Если вы говорите или пишете о своей проблеме по отдельности, то власть и будет их решать в частном порядке. Если же проблема общая, то всем нужно объединяться и доносить ее до власти, как это было в случае с ДТП на Ленинском проспекте: собрались, донесли до президента, он сказал, что видит и готов взять под контроль. Если у нас нет других механизмом, нужно использовать все, что у нас есть.

Думаю, что только совместными усилиями можно изменить многое!

Анастасия Аксенова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter