Модель развития России по-Путину опиралась на олигархов как приманку для стратегических инвесторов из-за рубежа. Системный конфликт олигарха Ходорковского с президентом Путина с 2003 года означал коррозию этой модели.

За последующие 10 лет в России появились олигархи беглецы, арестанты и диссиденты. Не стало в стране прежней "приманки" для иностранного предпринимательства, наступили "черные времена" и для отечественного бизнеса.

Частный сектор резко отстает от госсектора и не ведет его за собой к мирной и бескровной "победе капитализма". Замедление темпов развития самого госсектора стало угрожать интересам зарубежных партнеров Путина, особенно в Германии. Оттуда и протянули руку помощи Ходорковскому по принципу "спасая его, спасаем и себя".

На свободе Ходорковский мягко, но твердо заявил о нежелании "играть в поддавки" с Путиным и его назначенными "олигархами". Ведь еще в 2003 году он, как бы, предупреждал Путина, что на многих из его окруженцев рано или поздно посадят (еще не было "списков Магнитского") за нарушения прав человека из бизнеса.

Сегодня локатором подобных нарушений властью и ее отъемного бизнеса через суды и правоохранителей становится третий сектор. В нем Ходорковский, его многочисленные сторонники из "налогового подполья" и освободившиеся из заключения, в т.ч. экс-активистки Pussy Riot, играют важную роль в конфликте с режимом Путина.

Ходорковский хочет и станет собеседником Путина, вместо Махатмы Ганди или иного отца-основателя России без насилия со стороны "бегемотов-государственников" в нашей все еще "керосинной лавке". Ее "закроет" малый и средний бизнес с ИТ наперевес против архаики "нового средневековья" с его луддитами и ментальными пауперами.

Запрос общества на мини-предпринимателя

В России есть мини-предпринимательство, кроме бабушек с грибами и яблоками на ящиках у метро или автобусных остановках. Это даже и не ларечники, которых до последнего времени постоянно обирали взятками и штрафами бандиты и коррумпированная полиция. В России зарегистрировано 350 тыс. бизнес-структур – больших и малых. Но больше – незарегистрированных. На каждый "роток – не накинешь платок". И путинская "вертикаль", похоже, давно это поняли и махнула рукой – пусть сами разбираются.

Между тем малый и средний бизнес для России – это спасение от "нефтяной иглы" в той заднице, на которую весь наш бизнес посадили чекисты при власти и у власти.

И сегодня в России есть "большой бизнес", но нет малого. Есть государственный или полугосударственный (блатной) корпоративный бизнес, но нет "подушки безопасности" при кризисах и обострении конкурентной борьбы мирового масштаба.

Такая модель развития России по-Путину создала ситуацию застойной бедности. Население более 14 лет обречено на рост скрытой безработицы, устойчивое падение производительности труда на госпредприятиях (особенно с неэффективным "блатным" менеджментом) и "анестезию" пенсионными, материнскими и т.п. подачками госсектора.

Президенты Путин и Медведев упорно развивали госсектор (он же "первый") и еще упёрнее "зачищали" частный сектор ("второй") под видом "борьбы с олигархами", а затем и с "коррупцией на уровне травы" якобы среди НКО-НПО.

А разложение государственной "белой" экономики при этом идет полным ходом. И именно преуспевавший мультимиллиардер Ходорковский хотел честно и открыто еще в феврале-марте 2003 года доказать президенту Путину бессмысленность ставки на порочный "блатной олигархический капитализм" в России.

Ходорковский был и остается одним из немногих экс-олигархов, кто понял и оценил важность налаживания крепких и доверительных связей между государственным сектором и частным сектором. Причем в пользу "второго сектора". Но ему "вешают" абсурдные уголовные дела, чтобы "замять по-тихому" серьезность темы.

Именно Ходорковский заявлял и заявляет о социальной ответственности и самоограничениях со стороны государственных (а на деле полугосударственных) монополий, призывал Кремль к нейтралитету при социальных инициативах НКО-НПО.

Спасение России краудфандингом массового мини-бизнеса

В капстранах именно НКО-НПО давно и успешно укрепляли социальную гармонию между "трудом и капиталом". "Третий сектор" обеспечил тем же странам "Большой Семерки" успешный выход из мирового кризиса 1997-1998 гг. А затем и из кризиса 2008-2013 гг. Суть такой модели проста – волонтеры превращаются в профессионалов, для которых власть создает новые наукоемкие рабочие места в мини-бизнесе. Вот и пример экологов США и Канады говорит сам за себя – там появился и развивается новый рынок труда с альтернативными нефти-углю-газу отраслями производства. Путин лишь обещает создать 25 млн. рабочих мест, но где и как – не объясняет. 

Именно развитие связей 2-го и 3-го секторов – спасательный круг для России в омуте коррупции "первого сектора", который создали "силовики", пользуясь правом не раскрывать свои якобы государственные и даже военные тайны. Их нет в природе, а есть "бабло", которое они научились пилить и растаскивать из казны.

С 1990-х гг. Ходорковский стремился сформировать общегражданскую и никакую не политическую организации "Открытая Россия"! Президент Путин же "заделал" свою именную "Единую Россию" и ОПФ отнюдь не для общенародного "контроля" за частным сектором и "третьим сектором". "Глаз государев" так следит за попытками мини-бизнеса помочь населению с работой, продуктами и интеллектуальными развлечениями – бьет по рукам за такие установки: "просто" банкротит и отнимает компании, фирмы и СМИ.

И вот после 10-летнего заточения Ходорковский на свободе, а "команда" Путина – в интеллектуальном тупике! Ведь вот-вот распустят РАН, приватизируют Московский Дом ученых, иные ниши интеллектуалов. Уже многие университеты "сливают под себя" "друзья Путина", в т.ч. и РИА "Новости" с "Russia Today". Аналогичные процессы идут по всей России. Но не слишком ли тяжелой стала для населения "рука" госкапитализма? 

Менеджер-спаситель России

Что же готовит Путин как менеджер-спаситель России, аж, к 2030 году? Во-первых, призывает население готовиться к "большой" войне с США и НАТО. Кремль уже разместил в Калининграде "Искандеры", купил "в долг" за 15 млрд долларов у Януковича "право" обновлять российские ВМС на базе в Севастополе до ракетно-ядерного "упора" в противовес американо-европейской ПРО. Во-вторых, используя "скандал со Сноуденом", Путин через "думские законы" намерен "оседлать" Интернет, чтобы штрафовать, судить, отнимать там "все недостойное" его вкусу и нраву. Есть еще и многое другое у этого "эффективного менеджера" из арсенала тайных спецопераций. Какая там демократия!

Естественно, что такой "менеджмент" Путина нам не нужен. Президент не замечает, что в мире уже давно идут три сугубо мирные революции. Последствия одной Ходорковский радостно отметил после выхода из колонии: "У всех теперь Твиттеры и Фейсбуки! При мне всего этого не было!".

Президент же Путин, похоже, все еще считает Интернет "помойкой". И через Госдуму и свои силовые структуры готовит все новые и новые драконовские законы и "оперативно-следственные" мероприятия для цензуры и контроля за Всемирной сетью.

Три всемирные мирные революции XXI века

В мире и России объективно растет уровень жизни. Ученые неустанно создают новые средства производства, изменяют тем самым рынок труда, сферу услуг. Выросла грамотность, в том числе и компьютерная. Но до сих пор мало хороших школ и университетов. Состоятельные родители в России не доверяют школе и университету: берут детям репетиторов, а то и отправляют на учебу за рубеж.

Зарплаты отстают от средних показателей "температуры по всей российской больнице" и в просвещении, и здравоохранении, и в науке, и в спорте, не говоря уже об обороне. Там все больше инноваций, а зарплаты отстают от требований и профессиональных стандартов этой "тихой и мирной" революции "благополучия".

Итак, в первой "революции роста всего хорошего" инструменты государственного насилия – угрозы увольнений, штрафы за халатность, репрессии вплоть до расстрелов бастующих, саботажников и диссидентов в СССР, Северной Корее и Иране сегодня – потеряли силу и эффективность. Их сменяют инструменты "мягкой силы".

Сам президент Путин, наконец-то, признал отставание в производительности труда в России от постиндустриальных стран "в 2-3 раза". На самом деле – наше отставание намного больше, учитывая успехи постиндустриальных стран по многим направлениям развития науки и техники.

На Совещании Госсовета 23 декабря Татьяна Голодец представила более чем мрачную картину дальнейшего развития экономики "блатного" капитализма. Инвестиций мало, а коррупции – много. Президент Путин же беспечно обязал "к маю все исправить"!

Кто и как, да еще и чем? Путин ничего не сказал. Между тем, еще в конце 1990-х гг. ученые убедительно доказали преимущества "общенародной" модернизации за счет поощрения государством мини-грантами низового частного сектора.

Ведь был еще тогда пример того, как "средний класс" мог сыграть в "революции благополучия" роль "подушки безопасности" для элит, стать "магнитом" для инвестиций и "черноземом" для инноваций повсюду, а не в одних лишь "блатных" технопарках.

В мире давно, как грибы после инновационного дождя, возникают экономически выгодные ниши именно для мини-бизнеса даже в странах БРИКС, но, увы, не в России.

Мини-бизнес и многое другое притягивает население, возникает мини-глобализация, ее властям все труднее контролировать. Но такой контроль вреден!

На ослабление драконовского (хищнического) контроля власти над рисковым бизнесом, в том числе и мини-предпринимательством, и обратил внимание Ходорковский 10 лет назад. Но Путин "не внял" тогда и не внимает сегодня. Хотя перед ним явно негативные примеры госкапитализма с участием Сечина, "строителей" Сочи, манипуляторов с госзаказами из РЖД, "элитных" космических и т.п. госпредприятий.

Вторая глобальная революция называется "мобильной" — из-за легкости переездов населения и наступившего изобилия средств мобильной связи. Понятие аутсорсинг на производстве и сфере развлечений подрывает прежние опоры власти в виде профсоюзов, политических, творческих и т.п. союзов и ассоциаций.

Нарастают миграционные потоки, в них "тонет" "новая беднота" и "выплывают" то менеджеры-освободители как Ходорковский, то, наоборот, работодатели-"братки", лишь косвенно связанные с легальной властью.

Власть при президенте Путине все охотнее связывается с "братками", покрывая их в судах - примеры с сердюковыми и прокурорскими "любителями казино" убедительны.

Новых "мобильных" граждан власть сможет стимулировать к большей производительности труда лишь выгодными для них лично средствами "мягкой силы". О "духовных скрепах", увольнениях с госслужбы и из силовых структур все меньше говорят сами сторонники развития России по "понятиям" президента Путина.

Хотя в регионах Сибири и Дальнего Востока сказки о Сталине как "эффективном менеджере" еще "катят" в массах, не охваченных "мобильной революцией".

"Царю-президенту" все труднее рассчитывать на лояльность даже большинства населения. Оно все чаще вовлекается в собственный поиск денег, идей и стимулов без оглядки на государственный патронаж, как при Сталине и после него.

Ходорковский может создать альтернативу государственному гнету мини-бизнеса.

Третья революция "в мозгах" предполагает изменения в отношениях власти и общества на "ментальном уровне". Причем с учетом глобальной системы ценностей. Ей же президент Путин противопоставил "суверенную демократию" а-ля "питерская братия" со "скрепами по-Солженицыну".

Падение авторитета власти налицо. Но также очевиден пропагандистский "навал" на социально ответственное предпринимательство (на этот фактор указал Ходорковский). И цель Агентства "Россия сегодня" - "раздавить гадину" "антинародного капитализма".

Все три революции разрушают барьеры вокруг Кремля – латентную однопартийную систему, "телефонное право", рабскую призывную армию, безналоговую РПЦ, офшорный крупный бизнес и другие институты прошлого столетия. Тихо и мирно.

Бабло порождает зло, а добро побеждает бабло

Вместо "нормальных" (с выплатой налогов) мини-ниш для малого и среднего бизнеса в тех же технопарках и свободных экономических зонах, при президенте Путине и его сменщике Медведеве в России расплодились криминальные "серые зоны".

В них "друзья Путина" не налоги платили, а давали "на лапу". Есть статистика МВД об "иных преступления" в "серых зонах", куда у власти "руки не доходят". В полугодовых сводках МВД за 2003 года эти "иные" и "прочие" преступления составляли 35%, в 2008 – 39,2% и за январь-май 2013 - 46,3%. Это лишь частичка правды из официальных отчетов. На деле положение более тревожное.

Своей правозащитной деятельностью Ходорковский объективно может помочь Кремлю считаться с комплексным влиянием на Россию трех мировых мирных революций. Хотя заявление Ходорковского о личной готовности вести войну за Кавказ (в интервью Евгении Альбац) - это скорее некая военная хитрость, чем убеждение в эффективности именно мирного решения этой сложной и многогранной проблемы.

Массовые мини-усилия в русле нано-глобализации

О пользе для России от мини-частников в русле "нано-глобализации" уже многие задумываются. Михаил Борисович пообещал "не заниматься политикой и бизнесом", а только освобождением политзаключенных.

Да, Ходорковский - вне России, он едет в Швейцарию, открытую для еще для 36 стран мира. Там и здесь в России у него есть "ментальные менеджеры". Это добровольцы для многих его проектов, где "добро побеждает бабло".

Экс-участницы панк-группы Pussy Riot готовы к подобным совместным проектам с Ходорковским. Их влияние на мировую общественность трудно переоценить: есть устойчивое мнение в Американской киноакадемии, что документальный фильм Би-Би-Си о Pussy Riot почти наверняка станет лауреатом премии "Оскар" 4 марта 2014 года!

Возможно, тогда миллионы россиян и их партнеры за рубежом получат право на мини-предпринимательство и его защиту по новым мировым стандартам, а не по "суду царя Путина", разыгравшего спектакль с "помилованием" Ходорковского для срыва бойкота против Зимних Олимпийских Игр в Сочи и спасения своих нефтегазовых контрактов с Германией и других стран ЕС.

Данный системный конфликт между моделями развития России у Путина и Ходорковского стал достоянием российской и зарубежной общественности. Теперь эту "песню – не задушишь, не убьешь!" и после Олимпиады, как на то намекает ряд прокремлевских политологов. Ну, это их работа. Им за нее платят! А нам – нет.

Владимир Луков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter