Турецкие выборы чем были важны: правящей партии требовалось не просто большинство, а конституционное большинство, ибо нацлидер желал изменить конституцию в свою пользу, сделав Турцию президентской республикой. Турцией я интересуюсь, это занимательный гибридик вроде нашего, с особенностями, скрепами, Великолепным веком, борьбой с общественными организациями, твиттером и Америкой (при том, что Турция - член НАТО) и повсеместными плакатами с президентом, у которого глаза эдакие грустные и озабоченные. Сегодняшние результаты выборов спасли его от виселицы, хотя он этого пока не понимает.

Мы эту музыку знаем: сперва конституционное большинство, потом новые полномочия, продление сроков, победоносная борьба с внутренними врагами, консолидация всего, потом с соседом повоевать, потом какое-нибудь шумное нацменьшинство повырезать, в деревню газу поражающего напустить, слово за слово, и вот уже с некоторой военной поддержкой извне тебя вешают при большом стечении народу, под рукоплескания благодарных избирателей. А где же 86%? А вон они, статую веревкой тащат, запыхались. Это сценарий горячий, ближневосточный, у нас все медленней и холодней и не так зрелищно.

Что останавливает на этом роковом пути, пока еще не поздно? Не бог, не царь и не герой, и даже не иностранная оккупация. А собственные политические институты, пусть чахлые, наносные и имитационные. Какая-никакая многопартийность. Хиленькая, но пресса. Тут-там избирательная комиссия поприличней. Может, забредший наблюдатель какой. И вот уже набрали много, но не настолько много, большинства не получили, какие-то левые курды в парламент пролезли, вместо новой конституции на веленевой бумаге с тиснением - формирование коалиционного правительства, торговля и компромиссы. Есть время взглянуть судьбе в глаза. Да, подлинник лучше имитации, демократия лучше электорального авторитаризма. Но и имитация лучше, чем ничего - и луковка спасает, как сказал бы неприятный писатель Достоевский.

Екатерина Шульман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены