Премию ТЭФИ-2015 получила программа  "Вести недели" с Дмитрием Киселевым. Это номинация "Лучшая информационная (!) программа". 
ТЭФИ в номинации "Событие телесезона"  получила акция "Бессмертный полк". Это сочли заслугой Первого канала, а статуэтку получил актер Василий Лановой. 
А еще у них был специальный приз "За осмысление современной истории". Глубже всех историю осмыслил Андрей Кондрашов в фильме "Крым. Путь на родину".
Что касается последнего, то тэфист назван неправильно. Статуэтку заслужил, естественно, Путин В.В. Он и в фильме играет центральную роль, представьте себе, что бы осталось от фильма, если бы не сенсационные признания Путина? Правильно – ничего не осталось бы. Так что Андрею Кондрашову надо бы отослать фигурку.
Но если в случае с Кондрашовым, он хотя бы формально имеет отношение к фильму, то есть в соответствии с авторским правом, изложенным в части 4 ГК РФ, он, как лицо, указанное в титрах, может считаться соавтором данного произведения, то с "Бессмертным полком" у тефистов вышла полная уголовщина. Данную акцию придумали и раскрутили в Томске, на легендарном ТВ2, который именно в 2015 году окончательно придушили. И вот теперь владельцем интеллектуальной собственности задушенного объявляется какой-то Эрнст со своим Первым каналом, да еще какой-то Лановой, который вообще ни с какого боку. Можно, конечно, узнать у Виктора Мучника и Аркадия Майофиса, может, кто-либо из этой парочки, Эрнст или Лановой является внебрачным сыном кого-то из владельцев ТВ2 и это, возможно, дает им право на наследование интеллектуальной собственности.
Про ТЭФИ Дмитрию Киселеву говорить не стану. Это как раз чистая органика. Вишенка на торте. Вот именно тут попали в "яблочко".
Последнее время стало модно сравнивать путинскую Россию с СССР разных периодов. Вот это награждение высвечивает одно весьма существенное отличие в сравнении России путинской и Советского Союза, например, сталинского периода. Тогда высшей наградой за всякое творчество была сталинская премия, в том числе премия в области литературы и искусства. Поскольку ТВ в сталинской России еще не было, но было кино, литература и музыка, а из этой триады и складывается телеискусство, то сравнение, хоть и немного натянутое, все равно возможно.
Итак, возьмем наиболее заслуженных лауреатов сталинской премии в области литературы и искусства, а именно тех, кто получил эту награду шесть раз. Это максимальное число.
Среди шестикратных лауреатов были и аналоги наших тэфистов, такие как актер Николай Боголюбов, который 30 лет играл Ворошилова, или режиссер Илья Копалин, который прославился фильмами "Памяти вождя", про освоение целины, а также "Великим прощанием" 1953-го года. 
Но были и другие. Актер и режиссер Николай Охлопков, ученик и продолжатель традиций Мейерхольда. Константин Симонов, который сейчас, несомненно, горит в аду за участие в кампании против безродных космополитов и травле всех, кого травили в те времена, начиная от Ахматовой, Зощенко и Пастернака, и до Солженицына с Сахаровым. Но при этом как литератор это совсем не то, что, извините, Киселев в телевизоре. Это все-таки литература.
Из шестикратных сталинских лауреатов осталось назвать Сергея Прокофьева, Юлия Райзмана и Ивана Пырьева. О Прокофьеве, надеюсь, ничего говорить не надо, а про Пырьева скажу, что это была личность. Хотя бы то, что, наряду с шестью "сталинками" и тремя орденами Ленина, он имел два георгиевских  креста за Первую мировую. Да и фильмы, за которые он получал премии, были, бесспорно, с пропагандистской начинкой, но сделаны добротно. "Трактористы", "В шесть часов вечера после войны", - это все-таки не кондрашевское убожество.
Разница между сталинской и путинской эпохами в том, что у Сталина был проект. Бесчеловечный, дьявольский, но масштабный, как пирамида Хеопса. И для реализации этого проекта требовались, конечно, бездарности и холуи в большом количестве, но нужны были и мастера, которых надо было поощрять, холить и лелеять. Периодически подвергать публичной порке, чтобы не забывались, как это было с Шостаковичем, но потом щедро поощрять, чтобы творили. Тот же Шостакович после "Сумбура вместо музыки" пять раз получал сталинскую премию.
Если в советское время элитный отбор был уродливым, но неоднозначным, и наверх выбивались не только проходимцы, но и люди талантливые, то путинское время отбирает исключительно серость и подонство. Список лауреатов ТЭФИ-2015 это лучший портрет эпохи.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены