Вчера, 15 сентября  заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов потребовал, чтобы французский еженедельник Шарли Эбдо вообще отказался от религиозной тематики. Впрочем, поскольку наш российский ислам, равно как и российский суд, самый гуманный и справедливый ислам в мире, Рушан Аббясов протянул неразумным французам руку помощи. Он согласился разрешить им касаться религиозной тематики, но при одном условии: они должны заблаговременно согласовывать публикации с мусульманским сообществом.
Первоначальный восторг перед великодушием российского муфтия несколько уменьшится, если попытаться понять, что такое сегодня мусульманское сообщество. Вот, например, Исламское государство, известное нежностью своих религиозных чувств, оно как, входит в понятие "мусульманское сообщество"? А Аль-Каида? А мусульмане Афганистана? Из кого составлять приемочные комиссии и экспертные советы по утверждению тематики карикатур?
"Воины веры" из Исламского государства, например, уничтожают все памятники культуры, поскольку там есть изображение человека. Для них любое изображение - это страшный идол. А ведь именно они и есть самые строгие ценители искусства, обладающие наиболее тонкими и ранимыми чувствами. 
Новый виток истерики по поводу Шарли Эбдо связан с очередной серией карикатур, в которых фигурирует погибший трехлетний сирийский мальчик. Возмутились не только на Ближнем Востоке и в России, но и некоторые британские СМИ. Там протест вызвала карикатура, в которой изображен Христос, идущий по воде, в то время как рядом торчат ноги утонувшего человека. Надпись под карикатурой: "Христиане ходят по воде, а мусульманские дети тонут. Доказательство того, что Европа христианская". Любому непредвзятому человеку видно, что здесь и близко нет глумления над гибелью ребенка или над религиями. Карикатурный протест нацелен на тех, кто жизнь людей ставит в зависимость от их веры и цвета кожи. 

Все эти непрекращающиеся вопли напоминают старый анекдот про пенсионера, который вызвал милицию в связи с тем, что в окнах дома напротив показывают стриптиз. Когда пришел участковый и ничего не увидел, дедушка предложил ему залезть на шкаф и вооружиться биноклем. 
Оставим обсуждение художественных качеств карикатуристов Шарли Эбдо искусствоведам в чалмах и рясах и обратимся к праву и его применению. Статьи о кощунстве есть во многих странах  мира. В странах Европы эти статьи "заснули" примерно пол века назад. Резолюция ПАСЕ от 29.06.2007 постановила, что кощунство не должно считаться уголовным преступлением.
Причина, по которой многие европейские страны не отменяют уголовное наказание за кощунство, демонстрирует судебный эпизод в Германии в 2006 году, когда некий пенсионер изготовил туалетную бумагу с надписью "Коран, святой Коран" и разослал ее в адрес 22 мечетей и нескольких телеканалов. Старый дурак вполне заслуженно получил год тюрьмы, правда, с отсрочкой на пять лет.  Во всех иных случаях, когда попытки разбудить "спящие" статьи предпринимались в связи с книгами и медиа, в которых шутили над религией, суды в европейских странах заканчивались оправдательными приговорами. 
А может, стоит использовать эти карикатуры для тестирования беженцев на готовность жить в современной Европе рядом с людьми разных взглядов? Тест, соглашусь, возможно, кому-то покажется излишне жестоким и издевательским, но вряд ли его жестокость сравнима с той, от которой они бегут.

Кстати, в России тоже неплохо было бы ввести такой тест в качестве пропуска в публичную сферу для политиков, журналистов и общественных деятелей.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены