Пятые выборы. Наследник. 86% участников выборов. Из них 86% за Лукашенко. Запад доволен. Всё демократично.
Это урок первый. Не может быть пятых, и по сути совершенно безальтернативных выборов с такой явкой. Человеку нет смысла ходить на выборы, про которые всё известно заранее. Кроме одного случая – когда неявка чревата неприятностями. Мы видали уже и явку 99,94 процента. И голосующих за единый и нерушимый блок коммунистов и беспартийных 99,98 процента. Мы всё это видели, и обо всём этом знаем. И на Западе знают.

В чем дело? В том, что последний европейский диктатор, как кто-то удачно пошутил, стал предпоследним? Да, нет. Просто Лукашенко сумел убедить Запад в своей полезности. И Запад решил закрыть глаза. Они, конечно, либералы. Но не в меньшей степени – и прагматики. Разве кто-то из серьезных людей на Западе не понимал, что происходило в РФ в конце 99-го года? Конечно, понимали. И чем чревато – тоже понимали. Там не нужно было дара ясновидения. Но молчали. Потому что полезно. И молчали потом – до крымнаша. И вполне готовы на определенных условиях замолчать и сейчас. Минские соглашения – это и есть такое замолчание.

Заграница нам поможет – болезнь для русских оппозиционеров вечная. Ну, кто-то же должен помочь! Ну, если не Бог, Бога-то нет, то пусть хоть заграница. Иначе же вообще полная безнадёга. А как без надёги жить. Надёга – наше все. Компас земной. Мы ей богатеем.

Объясняю для особо понятливых в очередной раз. Хотя и без надёги, что не понимавшие этого 1000 раз поймут на 1001-й. Заграница нам не поможет. И Бог не поможет. И царь – тем более. И даже герой не поможет. Добиваться того, чего мы хотим, надо собственной рукой.

А чего мы хотим? Вот с этого и надо начинать.

Урок второй от Лукашенко. Он зря устроил 86 на 86. Мог ограничиться и меньшим: скажем, 65 на 65. Было бы демократичней, а суть та же. Суть же проста. Белорусам под Лукашенко живется сносно.

Расцвета, конечно, нет. Почирикать тоже не расчирикаешься. Но есть стабильность. Есть пристегнутость к дешевым ресурсам РФ, поддерживающая экономику. Есть безразмерный (для Белорусии) рынок РФ. И есть как бы порядок. В рамках этого порядка даже бизнесом заниматься можно.

А никакого экстрима вроде разгула казаков, наоборот, нет. Свобода кончается гораздо раньше. Но, глядя на восток, белорусы похоже не сильно плачут по отсутствию казаков и прочего консерватизма со скрепами.

В общем – жить можно. По сравнению с РФ, так определенно. Что касается по сравнению с Украиной, то здесь вопрос сложнее, но и здесь плюсы очевидны – нет такого дикого воровства, нет бандитского беспредела, нет ДНР, нет и "Правого сектора"... Нет, правда, и свободы. Но тут задумаешься...

Конечно, это всё ненадолго. И вряд ли Николаю Александровичу придется поцарствовать в батюшкиной вотчине (Николай Александрович, вообще, очень неудачное имя для наследника). Долго так народы не живут. Пример СССР мог бы стать наукой. Но... не стал.

В этом отличие людей от домашнего скота. Скот можно держать на пастбище или в коровнике сколько угодно. Главное кормить. А так он будет стоять. Ну, навоз, естественно, надо чистить. Ну, доить вовремя. В общем, Александру Белорусскому с его сельскохозяйственным опытом всё это известно, и всё это он в своей государственной модели более-менее удачно воплотил.

Но человеку этой стабильной, с вовремя засыпаемыми кормами, более-менее чистыми стойлами и регулярными дойками жизнью долго жить невозможно. Потому что у него есть и иные потребности.

Есть у нас такой канал (кроме пяти общеизвестных органов чувств), по которому мы получаетм еще одну пищу – идейную, или духовную. Эту пищу мы перерабатываем и производим иные продукты – не углекислый газ и не навоз. Когда же нам этим производством заниматься не дают, мы поначалу взбрыкиваем, а потом разносим свой коровник.

Примеров хотите? Пожалуйста – вся мировая история.

Время до взбрыкивания проходит разное – смотря какой народ, в каком состоянии пребывает, какими идеями питается. Но конец всегда один: даже соглашаясь на спокойную жизнь коровника, долго такой жизнью люди не живут. Даже когда их по телевизору убедили, что эта жизнь самая нормальная и хорошая. Просто потому, что помимо государственной машины убеждения люди подсоединены и к другому генератору идей, и генератор этот куда мощнее телевизора.

Но это – анализ исторический. А политический анализ, где постоянная времени на порядок-два меньше и измеряется не десятилетиями, а месяцами и годами, показывает сегодня лукашенковский триумф. Не первый в российской истории. Совсем не первый. Почитай что все три русских Александра переживали периоды подобного упоения успехами во внутренней, а некоторые – и во внешней политике. Но от того эйфория от успеха нового Александра не делается меньше. Что очень осложняет жизнь его политическим противникам. Особенно – учитывая тот неприятный для них факт, что идейной альтернативы лукашенизму у них нет.

И это еще один, и очень важный урок для нас. Хорошо построенному коровнику нельзя противопоставлять идею другого коровника, который еще неизвестно, насколько хорошим получится. Нужна другая идея.

И эта другая вообще не должна быть идеей коровника. Она должна быть идеей человечника.

Александр Зеличенко

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены