Почему капремонт съели, а дальнобойщики восстали, и при чем тут демократия.

В тех странах, где есть парламентаризм, делают много исследований о лоббизме - как каким группам удается проводить свои интересы законодательно. И вывели там один закон, простой и грустный: организованная малая группа всегда успешней неорганизованного большинства.

То есть пробить нечто "выгодное для всех" труднее и дольше, чем что-то, нужное определенной группе - не обязательно вельможных злодеев, может, пчеловодов или больных раком (речь, повторюсь, идет о странах с парламентаризмом, нам до такого еще расти и расти).

И вот тут-то есть второй важный момент, которому в школе не учат. Часто думают, что демократия - это механизм учета и защиты прав меньшинств, чтобы большинство их не затоптало. Исходя из этого, чистые душой люди почитают демократию излишеством, нужным только для разных фриков, а мы-то люди простые, базовые.

А на самом деле демократия есть система обеспечения прав большинства, безгласного, неорганизованного, лишенного субъектности большинства, которое иначе любая организованная группа будет доить и резать совершенно по своему усмотрению. Что, собственно, и наблюдаем.

Михаил Шульман:

Вбросы про дальнобойщиков всегда уводят взгляд слушателя от существа налога (почему такой тариф, кто получатель) - либо на "подноготную" ("сейчас левак не получиться делать, вот они и забастовали") либо на ущерб большинству от их меньшинства ("разбивают асфальт своим перегрузом/ лысой резиной").
Классический клин "они - это не вы", "да кто они, чтоб выговаривать себе условия за ваш счет".
А вот с капремонтом не получалось сказать "да ты на морду свою посмотри". Потому что он был общий.
Как-то бы это использовать в контрпропаганде. Находить места, где логика общая, ущерб общий, когда все оказываются на одной стороне. "Сгорим все, если он красную кнопку нажмет", приходит в голову первым.
Но понимаю, что капремонт-то съели как раз.

 

Екатерина Шульман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены