Режимы, подобные путинскому и гитлеровскому, абсолютно непобедимы, когда против них выступают люди, действующие рационально. Мюнхенский сговор, Минские соглашения - это ведь все очень разумные рациональные вещи, не так ли? Как же можно дразнить безумного маньяка и тем самым ввергать народы в бойню? На деле умиротворение агрессора все равно приводит к бойне, только намного большей.

Тоталитарная машина дает сбой, лишь когда в ее жернова попадает человек, мыслящий и действующий иррационально, вопреки здравому смыслу и житейской логике. Человек, способный пожертвовать жизнью ради чего-то, что нельзя пощупать, съесть или надеть. Ради своих принципов и убеждений. Иначе говоря, герой. В случае с Путиным его угораздило нарваться даже не на героя, а на героиню, что для него совершенно катастрофично, поскольку выставляет его в совершенно отвратительном свете.

И уже никому не важно, что Путин лично не разрабатывал идиотский план, суть которого была в том, чтобы захватить в плен военнослужащего украинской армии, насильно вывезти в Россию, а затем судить в том числе за незаконный переход границы. Военнослужащий оказался женщиной, а у женщины обнаружился стальной характер, который переломил ситуацию. И теперь все обнажилось и всему миру стало ясно, что нет никакого суда, на сцене прямое противостояние двоих: Надежды Савченко и Владимира Путина.

Адвокаты Савченко легко разбили все наскоро слепленные нелепые обвинения, а сама Савченко, объявив сухую голодовку, взяла Путина за горло, поставив его перед выбором между двумя для него невозможностями. Либо он ее отправляет в Украину живой и относительно здоровой, и в этом случае в его подворотнинской системе координат проявляет слабость, теряет имидж крутого пацана, либо Украина все равно получает своего Героя и депутата ПАСЕ, но уже посмертно. И в этом случае он лично становится убийцей молодой женщины, причем преступление совершается на глазах всего мира и никаких доказательств никому не потребуется.

Противостояние Савченко – Путин стало сегодня главной мировой новостью. Ведущие мировые СМИ пишут об этом противостоянии на первых полосах. "Лейтенант Савченко стала главным международным символом сопротивления, которое Киев оказывает соседу-хулигану", - такой главный вывод делает колумнист The Wall Street Journal. И такова сегодня общая тональность публикаций в главных мировых медиа.

Правительства США, Германии и Франции требуют от Путина отпустить заложницу. Требование 57 депутатов Европейского парламента ввести против Путина персональные санкции уже сделало его изгоем вне зависимости от того, будет оно реализовано, или нет. Мир встал сейчас так, что любой европейский политик, встречаясь с Путиным, просто не сможет не потребовать от него освобождения Савченко, иначе этот политик будет подвергнут обструкции у себя дома.

Надежда Савченко смогла упростить ситуацию до черно-белой, убрать полутона и свести ее до противостояния добра и зла. И каждый, кто, будучи даже непричастным к ее похищению и организации неправедного судилища, публично высказывается в поддержку этих преступлений, навсегда портит себе некролог.

Среди тех, кто упустил возможность промолчать, министр иностранных дел, Сергей Лавров, который заявил, что к Савченко не пустили украинских врачей, поскольку она "вызывающе себя вела на суде".

Политолог Сергей Марков в своей колонке в "Известиях" очень радуется, что в России происходит этот суд, считает его
очень важным положительным явлением. Больше всего политолога Маркова возмущают те, кто в России защищает Савченко. "Те, кто призывает к освобождению Надежды Савченко, призывают к свободе массового террора против мирных жителей, призывают к тому, чтобы неонацисты имели право убивать русских", - заявляет политолог Марков. Впрочем, при каждом выступлении политолога Маркова невольно хочется задать ему вопрос шварцевского Ланцелота: "Зачет ты оказался первым учеником, скотина такая?".

Отмечаются в деле Савченко и те, кто будучи "крымнашевцами", в особом людоедстве вроде отмечены не были. Писатель Сергей Шаргунов в "Особом мнении" на "Эхе Москвы" говорит, что он лично не знает доподлинно, виновна Савченко или нет. Но ему почему-то не нравится, что она, будучи офицером украинской армии, поехала на территорию Украины сражаться за восстановление целостности своей страны. Писателю Сергею Шаргунову это представляется достаточным основанием, чтобы люди перестали защищать Надежду Савченко. "Я призываю не лепить политизировано икону святомученицы из женщины с позывным "Пуля", - резюмирует писатель Сергей Шаргунов.

Можно понять людей, которые не выступают публично в поддержку Савченко. В сегодняшней России это не вполне безопасно. Но известные люди, которые своими именами и подписями поддерживают расправу над Героем Украины, поступают опрометчиво. Отмыться потом будет трудно, а в большинстве случаев невозможно. А потребность такая может возникнуть намного скорее, чем кажется "первым ученикам".

Надежда Савченко - самый главный заложник путинского режима. Самым главным заложником советского режима на его последней стадии был Андрей Дмитриевич Сахаров, который так же стал символом сопротивления, так же, как и Савченко, объявлял голодовки. Его травили в советской прессе, как Савченко травят сегодня в российском официозе.

В 1973 году один за другим с интервалом в два дня в газете "Правда" появились две позорнейшие коллективные эпистолы: "Письмо сорока академиков" от 29.08.1973 и "Письмо писателей" от 31.08.1973. Содержание обоих писем нет смысла цитировать или пересказывать. "Клеймим позором", "гневно осуждаем" и вот это все, что потом через 30 лет всплыло в письмах "деятелей культуры", требующих сурового суда над Михаилом Ходорковским, а вот теперь еще через 13 лет еще более сурового суда над Надеждой Савченко.

Мы не знаем, чем закончится история с Надеждой Савченко и с теми, кто рвется в "первые ученики" в ее травле. Чем закончилась история Андрея Сахарова известно в деталях, причем эти детали не только личной судьбы великого ученого и правозащитника, но и тех, кто участвовал в его травле. "Академический донос" в "Правде" в 1973 году подписали, как уже отмечалось, 40 академиков. Когда потребовалось повторить в 1983 году, в подлости согласились поучаствовать лишь четверо академиков: Прохоров, Скрябин, Тихонов и Дородницын. Остальные, очевидно, решили все-таки немного отодвинуться, поскольку, когда они в 1973 подписывали гадость, Сахаров был на свободе, а в 1983 он был уже три года в Горьком и уже провел свою первую семнадцатидневную голодовку. Все подписанты "письма четырех", как и объект их травли, уже покинули этот мир. Все четверо очень крупные ученые, а Александр Михайлович Прохоров так вообще лауреат Нобелевской премии. Но у каждого из них в биографии, наряду с длинным перечнем научных заслуг, вечным грязным пятном лежит позорная строчка: "Входил в число четырех академиков, подписавших письмо "Когда теряют честь и совесть" с осуждением академика Сахарова".

Писателей, участвовавших в той травле, было немного меньше, 31 подпись. Там был конкурс "первых учеников", во главе с самым первым, Сергеем Михалковым. Но, наряду с Грибачевым, Марковым, Сурковым и Шолоховым, чьи подписи были весьма органичны под доносом, там был Василь Быков, который с самого начала смотрелся довольно странно в этой компании. Василий Владимирович 32 года жил с этим пятном на своей безупречной репутации фронтовика и одного из самых честных советских писателей. И только в своей автобиографии "Долгая дорога домой", вышедшей в 2002 году смог объяснить, что подпись под подлым текстом была поставлена без его ведома.

Режимы фашистского типа смертны. Причем, как хорошо известно из истории, смертны внезапно. Путинский режим не станет исключением. Поэтому людям рассудительным есть смысл уже сейчас дистанцироваться от таких наиболее отвратительных его проявлений, как расправа над Надеждой Савченко. Не стоит в этом деле выбиваться в первые ученики.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены