Излюбленный тезис оппозиционных российских либералов-западников заключается в том, что путинский режим, безусловно заслужил санкции за агрессивные действия против Украины, но это должны быть точечные, "умные" (если вспомнить термин времен блокады Саддама Хусейна) санкции.

Не против всего народного хозяйства "бедной матушки России", но против верхушки режима: блокировка счетов несчастного виолончелиста, арест яхты "Сен-принцесс Олга" и прочее.
Раньше такой подход проповедовал покойный Борис Немцов, сейчас эту эстафету подхватили Михаил Касьянов и Михаил Ходорковский, недавно вовсю использовавший брюссельский форум для нового изложения этой позиции западным политическим элитам.

Звучит очень красиво и логично, и не режет ухо электорату. Вообще, электоральная зависимость очень вредит принципиальности и заставляет делать постыдные глупости. Не могу забыть, как во время американских "педагогических" авиаударов по Сербии (с целью заставить Милошевича прекратить карательные операции и этнические чистки албанцев в Косово) Чубайс, Немцов и Хакамада, явно в страшной панике, что внезапно заобожавшая сербов общественность накажет правых на приближающихся думских выборах (раз либералы – значит, за Америку), учредили из себя "миротворческую группу", помаячили на Балканах, а Чубайс, добившись встречи с Мадлен Олбрайт, стал доказывать ей неминуемый провал американской политики на Балканах.

Точнее, это Чубайс по российскому телевизору рассказал, как красиво и убедительно он обосновал госпоже госсекретарю всю безнадежность действий Белого дома. Это было в апреле 1999 года. Впрочем, через полгода правые поддержали Вторую войну в Чечне, и их электорат благодарно провел их, идущих с лозунгом: "Путина в президенты, Кириенко – Думу", в парламент. [А затем Косово стало независимым. От Сербии отделилась Черногория. Милошевича свергли. Но Чубайс так и не признал за прошедшие 16 лет, что в том споре он был категорически не прав].

Здесь я вынужден отвлечься на параллельный сюжет. 30 лет назад был пик споров среди советологов и славистов – в чем причина агрессивности СССР, в запрограммированной коммунистической идеологией экспансии - или в верности традициям царской империи, очередной инкарнацией которой советская Россия и является, как утверждал, например, Бжезинский.

Путинская политика, как в отношении Грузии, так и тем более Украины, откровенно подрывная деятельность в странах Балтии и в Западной Европе, показали, что имперский реваншизм остается сутью российской великодержавности и при новой, "либеральной" ее инкарнации.

Но вернемся к изначальной теме Украины и санкций.

Представим себе, что в России и в мире произошли политические чудеса.
Профессор Альбус Дамблдор постарался.

Запад сменил "ковровые" санкции на "прицельные" (и не точно по больницам, как в восточном Алеппо, а точно по адептам путинизма).
Произошла "турбулентность", чаемая программой "Открытой Россией".
Более того, сам Ходорковский оказался во главе то ли "круглого стола значимых сил", то ли чрезвычайного коалиционного кабинета, в общем, того временного революционного комитета, которому он отводит два года для подготовки свободных выборов.
Но Крым – российский и на востоке Украины – российские части. Киев, Брюссель/Берлин и даже Белый дом требуют – оккупацию прекратите и Крым верните…

А из свободной Москвы звучат сказочные слова: мы – демократы, мы не можем игнорировать волю народа… народа Крыма, народа самопровозглашенных республик, всерусского народа России… вот мы всё обсудим, выберем Учредительное собрание, и когда решим более актуальные вопросы ("дом же горит"), то рассмотрим и этот – "футбольно-бутербродный".

Ага, говорят в Киеве, Брюсселе/Берлине и Белом доме, "черного кобеля добела не отмоешь" и, вообще, "DOVERYAY NO PROVERYAY", точечные санкции, помнится, говорили... И накладывают арест на имущество "Роснефти", как раз переданное в порядке реституции акционерам МЕНАТЕП-групп.

Это я к тому, что поскольку верность имперской экспансии, точнее, стремление если не захватить новое, то хоть удержать старое (не я хочу, народ хочет) демонстрируют уже и сторонники следующей - демократической инкарнации российской державы, - то меры принуждения и наказания должны касаться именно державы, а не периодически сменяющихся ее вождей и их партий.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены