Советская интеллигенция не хотела замечать трагедии Голодомора так же, как ныне российская "оппозиция" пытается забыть о Крыме и Донбассе. Природа поведения одна и та же - "умри ты сегодня, а я завтра".

Художница Любовь Шапорина, с правдивостью патологоанатома препарировавшая собственное моральное падение при сталинизме, писала в блокадном Ленинграде 1942 года:

"Мы все виноваты в теперешнем положении вещей. Вся страна уже много лет голодает. Помните, как на Витебском вокзале лежали повсюду голодающие украинцы. “Панычу, хлеба”, - протягивали руку. А мы... в хороших шубах, сытые, после попоек проходили, и нам казалось, что это где-то далеко, это нас не трогало. Теперь вся страна за это расплачивается".

Интеллигенция не хотела замечать умирающих. Потому что ты организуешь помощь этим людям сегодня, то, скорее всего, мгновенно лишишься и шубы своей, и положения, и жизни. Зачем рисковать?
И только в блокаду, вынужденная ради куска хлеба стучать на своих подруг, Шапорина осознала, что и гибель её друзей в 37-м году, и новое рабство на 1/6 части суши, и даже война с десятками миллионов жертв - непосредственно связаны с их малодушием и трусостью в 1932-м.

Нельзя молчать, когда правит бал подлость и попирается достоинство.
Нельзя оправдывать гнусные преступления великой целью.
Потому что на растоптанных душах и костях замученных можно построить только ад.
И все, кто молчал и отворачивался, будут в нём гореть.

Елена Галкина

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены