В конце минувшей недели в США взорвалась новая информационная бомба – ЦРУ официально заявило, что российские хакеры вмешались в избирательную систему не просто с целью подорвать доверие к американской демократии, но сознательно вредили Хиллари Клинтон и содействовали избранию Дональда Трампа президентом. В частности, американская разведка сообщает, что помимо серверов Демократической партии российские спецслужбы взломали также компьютерные системы Национального комитета Республиканской партии, однако не стали обнародовать полученную оттуда информацию.

В принципе, всем тем, кто следил за российской политикой и пропагандой в течение американской предвыборной кампании, а также обращал внимание на восторженное отношение Трампа к Путину, поддержка и лоббирование республиканского кандидата со стороны Москвы было очевидно и без специальных расследований – как очевидна и взаимная симпатия Трампа по отношению к Кремлю. Но есть одна проблема: американцы не могут найти конструктивного выхода из сложившейся ситуации, поскольку никто не может вычислить тот конкретный объем вмешательства и вреда, который был нанесен Америке Россией.

Действительно, на победу Трампа повлияло несколько факторов, и фактически невозможно определить, какой из них стал в итоге решающим. Безусловно, вмешательство Москвы не могло не сказаться на мнении американцев (учитывая, что некоторые письма Национального комитета Демпартии США были не просто опубликованы на Wikileaks, но и предварительно подделаны). Но что делать с теми, кто искренне был недоволен политикой демократов и готов был проголосовать за любого – какого угодно – республиканца? Вмешательство России не отменяет коррупционные скандалы вокруг фонда Клинтонов и то, что именно республиканцы, в том числе и те, кто сейчас резко обеспокоился связями Трампа с Россией, выдвинули своим номинантом именно такого кандидата.

В этом и заключается ужас гибридной войны, когда реальные причины смешиваются с искусственно созданными и привнесенными. Украинцы поняли эту истину уже давно (хотя далеко не все сделали из нее надлежащие выводы), а большинство американцев, похоже, начинает понимать это только сейчас: у всего цивилизованного мира есть общий опасный враг. Враг лживый, беспощадный и хитрый, прошедший многолетнюю школу КГБ, не просто специализирующийся на спецоперациях, а ничего, кроме этих самых спецопераций, делать не умеющий.

Это и есть методы КГБ: использовать любой компромат, любую ссору, любую человеческую слабость и страсть, любые "скелеты в шкафу", малейшую непорядочность или просто ошибки, чтобы дискредитировать, разрушить репутацию, ввести в заблуждение или даже завербовать вас. С самого начала российской агрессии в Украине стала популярна фраза: "коррупция – это измена". В самом деле, любой коррупционер – это потенциальный предатель, поскольку даже одной махинации достаточно, чтобы на человека появился тот самый компромат, с помощью которого он попадается на крючок вражеских спецслужб.

Но беда в том, что с таким врагом, как Россия, этим крючком могут стать не только откровенные преступления, но и любая непорядочность, каждая попытка поставить свои личные интересы выше интересов страны и народа (разумеется, речь идет о политиках). К примеру, успешному американскому предпринимателю Рексу Тиллерсону захотелось поучаствовать в Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2008 году. Встреча, что называется, удалась, американец познакомился лично с Путиным и с Игорем Сечиным, заключил многомиллиардную сделку между своей фирмой Exxon Mobil и "Роснефтью", в результате которой получил доступ к бурению арктического шельфа России. В итоге в 2012 году Путин лично наградил Тиллерсона орденом Дружбы, а в 2014 году благодарный американец уже признался журналистам в Техасе, что лоббирует отмену антироссийских санкций. И вот теперь именно этот человек может быть назначен госсекретарем США.

Однако и этого мало. Кремль использует не только приманку в виде выгодного бизнеса или бьет скандальными разоблачениями. Он распространяет пропаганду, вводит в заблуждение, раздувает конспирологические теории заговора, создает иллюзию катастрофы, играет на страхе и ненависти, на трусливой лояльности и равнодушном конформизме. Сколько раз, допустим, те или иные деятели Республиканской партии США открыто критиковали Дональда Трампа за его непозволительное поведение – и все равно поддерживали его лишь для того, чтобы именно их партия заняла в итоге Белый дом? Что случилось с теми, казалось бы, достойными людьми, которые всегда последовательно выступали против российской угрозы, но оказались настолько фанатично одержимы ненавистью к Демпартии и лично Хиллари Клинтон, что, кажется, охотнее пойдут на предательство собственной страны, чем признают очевидную правоту своих оппонентов? А тем временем слепая верность своей партии, идущая вопреки интересам страны, тоже с легкостью используется врагом в своих интересах.

Такой враг, как КГБ, использует любое слабое место своих жертв, он играет на их ненависти и предрассудках, манипулирует их страхами, шантажирует компроматом, использует в своих целях небрежность и халатность, правду и ложь. КГБ прекрасно знает, что жертве достаточно сделать один неверный шаг, и та уже попадает в порочный круг зависимости, при котором потребность скрыть одно преступление или проступок неизбежно приводит к новым. Много ли, в самом деле, людей, готовых ради истины пойти против своих друзей? Потерять выгодный бизнес или лишиться перспективы получить высокую должность в новом правительстве? Быть готовым к обнародованию компромата против них или просто хотя бы признать свою прежнюю неправоту? Почти столетняя история КГБшных операций показывает, что таких людей немного – в любые времена.

И потому единственным выходом в сложившейся ситуации может быть только одно – безупречность. Невозможно выиграть гибридную войну, если постоянно давать агрессору повод для шантажа, разоблачений или манипуляций. Конечно, можно возразить, что кремлевским лжецам несложно оклеветать любого человека и выпустить тысячу историй про разного рода "распятых мальчиков". Однако иметь дело с клеветой намного проще. Откровенную ложь всегда можно опровергнуть, но гораздо сложнее убедить кого-то, что ваш враг сам по себе намного опаснее, чем тот компромат на вас, который он распространяет.

Кремль знает человеческие страсти не хуже демонов из классических "Писем Баламута", он осведомлен о ваших грехах лучше любого священника и наказывает за них жестче самого сурового прокурора. Противопоставить этому можно только честность, безупречность и готовность пожертвовать личными интересами и симпатиями ради блага страны. Это банально, но ничем другим, к сожалению, невозможно одолеть такого врага. Сегодняшняя Холодная война – это действительно борьба добра со злом, но это зло не ограничивается географическими границами России. Российская агрессия, независимо от того, "горячая" она или "холодная", должна стимулировать нас в первую очередь бороться со злом в наших странах, ставших жертвами этой агрессии. Лучший способ справиться с чекистами всех мастей – это не давать им повод использовать вас.

Впрочем, помимо безупречности для борьбы с таким врагом требуется еще одно – жертвенность. Это может быть отказ от экономической выгоды или престижной должности, или выход из уютного мира привычных черно-белых иллюзий и придуманных врагов, которых так удобно было травить всей компанией на протяжении нескольких лет. Прекрасный пример такой ситуации, когда интересы страны становятся важнее личных или внутрипартийных интересов, продемонстрировали сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм, опубликовавшие совместное с демократами заявление о том, что "российское вмешательство в выборы "должно стать тревожным сигналом для каждого американца".

Иногда жертвенность требует готовности к мести со стороны Кремля, например, обнародования какого-то залежавшегося компромата. Однако практика показывает, что люди способны пойти и на это. Допустим, уже для очень многих не секрет, что покойный украинский журналист из России Александр Щетинин до войны сам участвовал в российской пропаганде и имел неплохие связи в Москве. Какие-то эпизоды этого участия просочились в СМИ, а о каких-то вещах мы, возможно, не узнаем никогда.

Сам Александр не любил афишировать свое прошлое, но никогда специально его не скрывал, понимая, что неприятные подробности могут просочиться в любой момент против его воли, особенно на фоне той деятельности, которую он начал вести на благо Украины. Он понимал, что Кремль не прощает таких вещей, но не мог пойти против совести, и беспокоился только о том, чтобы загладить прежние ошибки. "Я сделал это, чтобы никто не мог упрекнуть меня моим прошлым, а в нем было всякое", – сказал как-то Щетинин в одном из интервью. И действительно, после всего сделанного для Украины вряд ли кто-то посмеет упрекнуть этого человека его довоенными ошибками.

Словом, только отказавшись от своего эгоизма, корпоративных интересов и личных антипатий можно выиграть эту войну. Сейчас США и Украина, похоже, оказались в одинаковой ситуации, при которой отказ от принципов ведет к поражению.

Ксения Кириллова

tsn.ua

! Орфография и стилистика автора сохранены