Лев Шлосберг написал мне ответ. Как много слов вместо "Россия, незаконно аннексировавшая Крым, должна без всяких условий вернуть его Украине".

У меня нет моральных сил это комментировать, и, я думаю, что это уже ни к чему. На мой взгляд, здесь позиция Шлосберга выглядит еще хуже, чем в том интервью, на которое я ответил решением отказаться от премии МХГ за 2014 год, которую мы со Львом получали вместе в Сахаровском центре. (Я свое решение подтверждаю, Андрей Сахаров, не изменявший принципам, уверен, меня бы не только простил, но и поддержал.)

Российская оппозиция окончательно переселилась в российское пропагандистское пространство. Это пространство с пространством правды никак не пересекается. В тексте так много пропагандистских штампов, что сначала я растерялся, какие из них самые дикие, а после расхотел отвечать.

Только одно, Лев. По твоей логике не надо было сопротивляться Гитлеру. Не надо было освобождать концлагеря и гетто. Судьбу их узников должны были решить те, кто завоевал чужие земли и гнал евреев в печь. Я с такой логикой не согласен. Я считаю, что ворованное надо отдавать, а гетто освобождать, любым способом, если надо, то и военным, хотя я не за войну. А разделять вину за преступление между преступником жертвой – это вовсе никуда не годится. Выходит, те, кто на тебя напали тогда, тоже в чем-то правы. А они не правы абсолютно, ни в чем. Как сейчас неправ ты.

Это грустно осознавать, но, видимо, это стоит принять и оставить эти дискуссии. Тут один из дилеров РФ-оппозиции в личной переписке назвал меня сумасшедшим, и сказал, что так в России думают многие. Я не против. Это высшая мне оценка, учитывая ваш оруэлловский мир.

Лев Шлосберг.

Послание из Пскова крымско-татарскому другу

Ответное письмо Айдеру Муждабаеву и не только ему

Айдер Муждабаев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены