МОЖЕТ, я и ошибаюсь.

Но людям издавна кажется, что уничтожить ИДЕЮ можно —снеся, уничтожив, соскоблив, обойдя молчанием и "отфотошопив" ФИЗИЧЕСКИЕ символы идеи, ее вещную, ОСЯЗАЕМУЮ репрезентацию. Возьми парочку тросов, лом, кувалду, уничтожь - и все, как и не было: прошлое забудется, исчезнет, уйдет. 
От прошлого останется пустой постамент. 
Но свято место пусто не бывает…
Памятник - вторичен. Первична - идея.

Декоммунизация (и денацификация) происходят прежде всего в ГОЛОВАХ. Можно снести ВСЕ памятники и все символы, а декоммунизации или денацификации так и не произойдет... 
Иначе в одну дверь все эти символы "веры" будут выносить, а в другую - вносить обратно. 
И так ad infinitum.

Началось не вчера.

Египет, 1375 год ДО нашей эры. "Атон был провозглашен ЕДИНСТВЕННЫМ божественным началом, культы всех прочих богов были запрещены, храмы закрыты, а жрецы, разогнаны. Стремясь пресечь почитание старых богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожать их имена и в некоторых случаях изображения.
Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Фараон не щадил даже личного имени отца "Аменхотеп" и уродовал его, уничтожая составную часть из имени Амона, или заменял царским именем "Ниб-маат-Ра". В письме было исключено использование знака бараньей головы, символизировавшего Амона. Этот же знак стирался в старых надписях. В изображениях уничтожались рисунки гуся, который также являлся священным животным Амона.”

На острове Пасхи воздвигали уникальные каменные колоссы, некоторые из которых потом Тур Хейердал нашел поверженными и закопанными в землю: они представляли враждующие кланы островитян.

Христиане Европы в Темные века ревностно уничтожали античные статуи и храмы, считая их греховным язычеством. И под носами мраморных цезарей среди развалин форума столетиями мирно щипали травку итальянские козы.

В Латинской Америке давно призывают снести и обливают символической "кровью" постаменты памятников Колумбу, с которого, как считается, начался геноцид и уничтожение древних цивилизаций Южной Америки…

Все мы помним, как валили статуи Дзержинского, бесчисленных лениных, Саддама Хусейна: этот монумент не хотел валиться, держался до последнего… 

Мы помним, как чудесным образом, на всем известных фотографиях исторической встречи на Земле первого космонавта вместо одного генерального секретаря оказывался другой…

Психологически можно понять: в доме повешенного не говорят о веревке, выжившим жертвам невозможно видеть напоминания о палачах, победителям хочется ФИЗИЧЕСКИ утвердить вечность и неизменность своей победы, своей веры, своей идеологии.

Известно понятие "палимпсест", когда часть текста рукописи соскабливалась с пергамента (в том числе и в идеологических соображениях) и поверх полустертых букв писался новый текст…

Память о неудобном, неприятном для потомков, трагическом - ее легко соскоблить, и - все забудется…
Известно исследователям рукописей и такое понятие: ГИПЕРПАЛИМСЕСТ. Когда бесчисленное количество стертых и заново написанных текстов делают невозможным прочтение вообще: старые письмена проступают все равно и мешают читать самый верхний и новый текст, написанный поверх. Бесконечная подчистка метафорического пергамента, бесконечный гипермалимпсест вызывает только “белый шум”, за которым уже ничего не разобрать и не услышать…

Мне это кажется ОЧЕНЬ верной метафорой всей нашей истории. Как ни стирай старое МАТЕРИАЛЬНО - оно все равно проступит.

Разрушение памятника и символа, как ни странно, не уничтожает идею, а продлевает ей жизнь и почти ГАРАНТИРУЕТ ее возвращение. И чем тщательнее прошлое стараются вытравить и разрушить, тем неизбежнее его повторение.

Недавно я была в одном британском музее Второй мировой. Вошла в один из залов и тут же подступила тошнота, и стало не хватать воздуха: на стене была всего лишь растяжка: кумачовый фон со свастикой посередине…Думаю, ее специально для этого и повесили. Правильно повесили…

Ведь никуда не делись, как ни старался Эхнатон, старые египетские боги: даже мы их прекрасно знаем.

Никуда не делись боги античности и ее греховные статуи: Возрождение вернуло их в уже немного более зрелую христианскую Европу, начавшую избавляться понемногу от подросткового максимализма неофитов.

Дело в том, что разрушение кувалдой символа - материального воплощения ИДЕИ - только еще больше УКРЕПЛЯЕТ ее нематериальное бытование В ГОЛОВАХ. Это же такая очевидность. 
А когда изменено отношение, никакие материальные символы обесцененной идеи уже не страшны!

Стоит себе в Лондоне памятник Кромвелю, страшному авторитарному диктатору Британии. Раздаются призывы его снести, но пока не дошел до этого у британцев градус Исторической Истеричности (и надеюсь, никогда не дойдет). Когда дойдет, и у памятника появятся люди с веревками, можно быть уверенными, что начнется движение по реабилитации Кромвеля, и памятники его будут возникать на частные пожертвования и на частной земле: попробуй, снеси, и число "сторонников" начнет расти, как на дрожжах!

Борьба с символами - это ведь совершенно не о прошлом, это всегда о проблемах и страхах СЕГОДНЯШНЕГО дня. И получается замкнутый круг : чем больше страсти в борьбе с памятниками, тем мощнее воскресают идеи, против которых идет борьба.

Впрочем, и в отношении голов граждан некоторые сторонники “быстрых” решений предпочитают использовать кувалду. Так начинается и продолжается обычно гражданская война…

Но и то, и другое - знак исторической истеричности (И.И), что в итоге - показатель БЕССИЛИЯ победить идею в головах сограждан другими, более сложными, спокойными, УМНЫМИ и действенными методами: выстраиванием негативных (павловский рефлекс работает всегда!) ассоциаций с такими идеями.

Недавно я прочла воспоминания одной американки о том, как она, 12-летняя видела суд Линча над своей бабушкой: ей запомнилась ее голая грудь: труп плавал в воде…Эта единственная деталь заставила меня совершенно иначе взглянуть на памятник генералу Ли, к которому я эмоций не испытывала. 
Пусть специально сохраненные памятники вызывают ТАКИЕ страшные ассоциации.

Только так можно победить символы прошлого: словом, негативной ассоциацией, умением включить человеческую эмпатию к событиям прошлого.

Если хочешь похоронить прошлое навсегда, свези все памятники в какое-нибудь место и сделай "зоопарк социализма", как в Будапеште. Или поставь советский танк и выкрась его розовым, как сделали в Чехии. Памятник стоит, но его цвет дискредитирует идею. 
Пока прошлое вызывает кипение крови, оно живо.

Если хочешь расстаться с прошлым - помести памятник в музей, где ему и место. Увековеченная Память о зле необходима, как предупреждающие знаки и буйки, за которые опасно заплывать.

Освенцим тоже могли сровнять с землей, но оставили... Правильно сделали.

В Лубянских подвалах тоже должен быть музей.

Должны быть музеи советских лагерей смерти - гулага. Со всеми их символами и памятниками...

Наша ассоциация с определенным знанием наделяет символы смыслом.

Историческая истеричность заразительна.

Хочешь, чтобы идея наверняка вернулась и начала собирать сторонников- возьми кувалду и разрушь ее последний памятник. 
Или сноси с куполов кресты...

История учит-учит: символы, что с яростью разрушены, обязательно так или иначе вернутся...

Идея не разрушается кувалдой. 
Идея разрушается другой идеей.

Поэтому начинать надо всегда с головы. 
И символы тогда потеряют силу и станут прошлым. Только тогда перестанут возрождаться и возвращаться из голов на свои постаменты феликсы-фениксы.
Может, я и ошибаюсь...

Карина Кокрэлл-Фере

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены