(Продолжение материала).

Как видим, политическая модель путинизма вообще не предполагает какой-либо борьбы, конфликта сторон. Да, конкуренция между субъектами системы имела место, но это была не конкуренция идей, а конкуренция за доступ к кормушке. Статус субъекта можно было безошибочно определить по объёмам присутствия в официозных медиа. Что касается маргиналов, пытающихся встроиться в систему или разрушить её, то авторитарный режим не считал возможным снисходить до диалога с ними и на любые попытки внесистемщиков заявить о себе отвечал полицейским дубинками и репрессивными законами, за которые в Думе единогласно голосовали как партия власти, так и провластная "оппозиция".

Однако эта казавшаяся незыблемой политическая модель путинизма была разрушена наложением двух факторов – крахом экспортно-сырьевого экономического базиса, породившего острый внутриэлитный конфликт (борьба за доступ к резко сократившейся ресурсной базе) и информационная интернет-революция, поставившая под вопрос всесилие кремлёвской пропаганды. Кризис рентно-клептократической системы создал спрос на политическую силу, которая выражала бы интересы той части элиты, что не аффилирована напрямую с углеводородной трубой и не входит в клуб друзей Путина. Интернет же создал социальную базу для этой политической силы в виде первого "не поротого поколения". Поколения, которое не знает совка и лихих 90-х, и которое не имеет никакого будущего в православно-углеводородном рейхе, приватизированном чекистко-олигархической мафией. Госпропаганда привыкла работать через телезомбирование с "овощным" электоратом – теми, кому за 50, кто слепо верует Киселёву и Соловьёву. Но что делать с двадцатью миллионами молодых людей, которых с их родителями разделяет настоящая культурная пропасть, кого раздражает навязчиво-приторное победобесие, а православно-охранительный дискурс вызывает разве что чувство брезгливости?

Кто-то должен был освоить эту социальную базу, и нет ничего удивительного, что оседлал тренд Алексей Навальный, который работал над этим ни один год. Поэтому именно он и получил подряд на демонтаж путинизма от той части элиты, что готова к перерождению и существованию в новых условиях. Можно сколько угодно причитать, что Навальный не слишком патриотичен, не идеально умён и недостаточно свят, но в реальной политике имеет значение одно – дееспособность. Примите, как факт то, что Навальный проявил достаточную дееспособность, а другие – нет (в том числе и все его критики).

Весной 2017г. в РФ произошли тектонические сдвиги – маргиналы в лице одного дважды судимого гражданина взломали калитку и не санкционированно проникли в сферу публичной политики (которая, напомню, до того момента носила имитационный характер). Именно это вызвало реакцию ПОЛЯРИЗАЦИИ. Появилась вторая точка притяжения, образовалось два полюса с противоположными зарядами, как это показано на схеме №2.

Вертикальная ось – это линия противостояния между двумя полюсами российской политики, которые олицетворяют Путин и Навальный. Горизонтальный пунктирный "экватор" - условная линия фронта, разделяющая пропутинцев от навальновцев. Допустимо ли утверждение о том, что все политические субъекты должны самоопределиться именно в том, чью сторону занять – Путина или Навального? Да, вопрос стоит именно так. Можно, конечно, его иначе сформулировать: вы будете защищать путинский режим или его ломать? Если второе – то объективно вы действуете в интересах Навального и на его стороне. Это будет верным даже в том случае, если лично вы условно осуждённого сабжа люто ненавидите и каждый день клеймите его самыми последними словами в своём уютном фейсбуке.

В условиях нарастающего социально-политического конфликта имеют значение исключительно ваши ИНТЕРЕСЫ и направленные на их реализацию ДЕЙСТВИЯ, а вовсе не симпатии и антипатии к конкретным людям. Системный кризис всегда порождает дуальный конфликт между старым и новым, консервацией и модернизацией, революцией и реакцией. Никакой "третьей силе" тут нет места в принципе. А закон поляризации приводит к тому, что консолидация противоборствующих сторон происходит вокруг субъектов с максимальным потенциалом заряда, которые поглощают субъекты с меньшим потенциалом.

Да, в ходе Гражданской войны в России помимо красных и белых были еще, например зеленые, которые воевали и против красных, и против белых. Однако суть в том, что они никогда не воевали против красных и белых одновременно. С белыми батька Махно воевал на стороне красных (не зря его большевики наградили орденом Красного Знамени), а потом Нестор Иванович разошёлся с бывшими попутчиками. Поэтому после разгрома белых образовалась новая ось противостояния красные – зелёные, и в этом конфликте не было места никакой "третьей силе".

Для социал-демократов кадеты всегда были классовыми и идеологическими врагами, однако и в ходе Первой русской революции, и во время февральских событий 1917г. они находились по одну сторону баррикад в борьбе с царизмом – общим врагом. Но придя к власти, большевики тут же разогнали буржуазную партию конституционных демократов.

Схема №2 наглядно демонстрирует, что сторона "Навальный" представлена исключительно маргинальными структурами, что логично, ведь между системными субъектами нет никаких принципиальных противоречий – и КПРФ и ЕР кормятся из одного корыта. Маргиналы же хотят полностью лишить их кормушки. Однако внесистемщики, ставшие участниками публичного политического процесса благодаря прорыву Навального, вполне могут стать его противниками, играя на стороне "Путин".

Например, вышедший на днях из тюряги Сергей Удальцов объявил о планах возрождения "Левого Фронта" и выразил желание сотрудничать с КПРФ, играющей на стороне правящего режима. По лугандонскому же вопросу Удальцов настолько ярый путинист, что не стесняется повторять кремлёвскую пропаганду о том, что российские военные не принимали участия в конфликте на Донбассе.

Это чрезвычайно сближает красного маргинала Удальцова с белым маргиналом Стрелковым, который хоть и растерял свой политический потенциал, продолжает работать лицом националистов, объединённых под его брендом Общерусского национального движения (ОРНД). Не смотря на то, что Стрелков вроде бы объявил Путина "предателем русского дела", он с большим удовольствием лобзался с путинской шестёркой Фёдоровым, возглавляющим путинских титушек, работающих под брендом "НОД".

Но что может объединить левого маргинала Удальцова с правым маргиналом-националистом Стрелковым? Только одно – тот политический полюс, который их притянет – либо "Путин" (в случае дрейфа упомянутых лиц к КПРФ и НОД соответственно), либо "Навальный", если оба останутся в маргинально поле. Однако никакой "третьей силы" они не смогут создать ни по отдельности, ни даже сообща. Просто потому, что ни Удальцов, ни, тем более, Стрелков не способны создать центр притяжения с большим потенциалом, чем у Навального или Путина. Напомню, что субъекты с меньшим зарядом притягиваются субъектом, имеющим больший потенциал той же полярности.

Возможна ли смена полярности самим субъектом? Да, конечно. Например, дальнобойщики (ОПР), бунтующие против "Платона" имеют сегодня ярко выраженную антипутинскую ориентацию. Однако они легко переметнутся на сторону кремлёвского щуколова, если тот демонстративно ликвидирует систему "Платон" (чего не сделаешь ради сохранения власти?)

Нет никакой ясности пока и в позиции возглавителя Партии Нового Типа (ПНТ) Степана Сулакшина. Учитывая его ярое неприятие путинизма, как проявления фашизма, и его положение на левом фланге маргинальной политики, было бы логичным ожидать сближения ПНТ с Навальным. Однако все интернет-рупоры ПНТ дружно истерят о том, что Навальный готовит "цветную" революцию и ему надо помешать. Ребята, спокойнее! Предотвратить революцию невозможно, ибо это социальное явление высшего порядка. Остаётся одно – выбрать сторону, а их две: "Путин" или "Навальный". Третьей стороны нет и не будет.

Можно ли перехватить лидерство у Навального на маргинальном (революционном) фронте и, соответственно, придать революции социальную направленность? Теоретически – да. Практически для этого придётся создать более мощный центр притяжения, что не представляется реальным.

Так что предлагаю утешиться мыслью о том, что "цветная" революция есть всего лишь необходимый этап на пути широкой социальной революции и прекратить тешить себя глупейшими иллюзиями о "третьей силе". Сегодня враг – это "Путин". Любой, кто против – ваш союзник. В real politic нет места симпатиям и чувствам, есть лишь интересы и действия для их достижения.

Ну а если вы страстно желаете свести счёты с Навальным, то после краха путинизма у вас возникнут для этого широкие возможности. Даже в том случае если Навальный придёт к власти, вы можете сформировать оппозиционный полюс и побороть своего противника в правовом поле (выборы) или внеправовом (уличное противостояние, "цветная" революция). Но самое главное, дефашизация России даст вам возможность вести диалог с обществом о предпочтительном формате жизнеустройства, и потому вы сможете соперничать с Навальным в идеологической сфере, где он весьма слаб. Сейчас же у вас с Навальным общий враг – вот его и мочите хоть сообща, хоть каждый по-отдельности. В этом смысле позиция Навального куда более разумна – он ищет не мальчиков для битья, а союзников (ну, или хотя бы попутчиков).

Алексей Кунгуров

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены