Неожиданно во вчерашнем посте про Америку, их Верховный суд и Кавано часть комментаторов, не обратив внимания на американские разборки, уцепилась за тему абортов. Оказалось, что и у нас в этаком "прото-" виде есть и своя "республиканская" партия, состоящая, судя по всему, в основном из мужчин, и яростно топящая против абортов у женщин. Занятно, что резоны у них, в нашей-то атеистической стране (православие - это ведь тоже одна из форм атеизма) в основном нерелигиозные. Одни переживают из-за "неравноправия" аборта (буквально - как это, мол, делали ребенка вместе, а избавиться от него женщина может сама?), а другие, как водится, радеют о "нации" или "о государстве" - исходя из простецкой мысли, что чем больше в стране народу, тем она, стало быть, грознее и мощнее. Людей не смущает, что при таком подходе на фоне Китая с его полутора миллиардами нам никогда не избавиться от чувства собственной ничтожности.

Я как психолог разделяю известный взгляд на проблему абортов, изложенный, в частности, во Фрикономике. Все эти "запальчиво-правовые", равно как и арифметические подходы "чем больше, тем лучше" ошибочны, если вести речь не о количестве, а о качестве населения. 

Я и к "чайлд-фри" поэтому хорошо отношусь. Общий принцип должен быть один: если мать не хочет иметь ребенка - она и ни в коем случае НЕ ДОЛЖНА его иметь! Люди, которых с самого детства (тут, в частности, критически важен период от нуля до трех лет, которым обычно пренебрегают) не любили и не хотели, потом в течение всей жизни испытывают "кризис привязанности", они холодны и сами не в состоянии никого любить, прежде всего - самих себя. Тебя не любили - ты сам себя не любишь; не любишь себя - ты не в состоянии любить никого.

Причем, если в этот "сензитивный период" время пропущено - потом его, чаще всего, невозможно никак преодолеть, даже если попадутся очень нежные и заботливые, допустим, приемные родители. Как об этом писал выдающийся психолог и психотерапевт Артур Янов:
"...Почему ранний невроз не проходит под влиянием любящих родителей и заботливых учителей? У многих пациентов в подростковом возрасте появились мачехи и отчимы, с которыми складывались прекрасные отношения, приемные родители очень любили детей - и тем не менее, этим пациентам все равно позже пришлось обращаться за помощью. Даже самым добрым и любящим приемным родителям никогда не удавалось излечить своих новых детей от заикания, тиков, аллергии и т.п. Логопедам не удается устранить расстройства речи. После того, как пациенты покидают родительский дом, встречают замечательных друзей и подруг, у них все равно остается напряжение и хронические болезни. Если бы доброта, любовь и неподдельный интерес могли вылечить невроз, то неужели это не удалось бы внимательному и профессиональному психотерапевту - но как ни печально, я все ж думаю, что дело не в этом. Невроз нельзя успокоить, урезонить, его нельзя остановить угрозами или изгнать из человека любовью. Представляется, что патологический невротический процесс сметает все на своем пути".

Именно МАТЬ критически важна для того, чтобы ребенок вырос хотя бы минимально способным к социализации; отцы тут, как правило, мало что могут - тем паче, что их при противодействии аборту обычно больше всего волнуют статусные игры ("почему со мной не посоветовались? Почему я не главный?"), чем забота о ребенке.

Поэтому, если мать рожает ребенка, НЕ ЖЕЛАЯ его - этот ребенок фактически обречен вырасти или депрессивным невротиком, или, того хуже, патологическим преступником без зачатков эмпатии. См. фильм "Заводной апельсин" и тому подобные творческие зарисовки.

Поэтому на вопрос - "с чего это женщине надо дать одной право решать, оставлять ли ребенка?" - ответ простой: потому что ей быть матерью, а не вам. Есть у нее сомнения, чувствует, что не готова - ну нафиг. Пусть лучше делает аборт.

"Лучше меньше, да лучше" (с)

*  *  *

Крайне поучительная история.

"В 1966 году, через год после того как Николае Чаушеску стал коммунистическим диктатором Румынии, он своим указом запретил аборты по всей стране. “Человеческий зародыш является собственностью всего общества, — провозгласил он. — Все, кто не хочет иметь детей, — это дезертиры, которые нарушают законы преемственности поколений и сохранения нации”. 

Грандиозные декларации подобного рода были весьма обычным явлением для режима Чаушеску. Ведь его генеральным планом было воспитание людей, достойных высокого звания Нового Социалистического Человека. Для самого себя Чаушеску строил дворцы, а со своим народом обращался крайне грубо и жестоко, как правило, игнорируя его мнение по любому вопросу. 

Отказавшись от сельского хозяйства в пользу промышленности, Чаушеску заставил многих жителей деревень переселиться в многоквартирные дома без отопления. Все главные посты в румынском правительстве он раздал сорока членам своей семьи, включая и жену Елену. 

О мадам Чаушеску, которая обожала меха и драгоценности и владела сорока домами, следует сказать отдельно. Хотя официально ее называли Лучшей Матерью Румынии, она отнюдь не пылала материнскими чувствами к своей нации. “Черви никогда не будут довольны, сколько бы еды вы им ни дали”, — говорила она, когда румыны жаловались на нехватку продуктов, вызванную неумелым правдением ее мужа. Она вела тайную слежку даже за собственными детьми, чтобы быть уверенной в их преданности. 

Чаушеску запретил аборты для того, чтобы достичь одной из главных своих целей: быстрого усиления Румынии за счет резкого прироста населения. До 1966 года в Румынии была едва ли не самая либеральная в мире политика относительно абортов. Искусственное прерывание беременности являлось, по сути, главной формой контроля над рождаемостью. По статистике, на одного новорожденного в Румынии приходилось четыре аборта. 

И вдруг, практически за одну ночь, аборты оказались вне закона. Исключения делались только для матерей, уже имевших четырех детей, и женщин, занимавших важные посты в коммунистической партии. Одновременно с этим были строго запрещены все способы контрацепции, а также половое воспитание молодежи. Агенты правительства, язвительно прозванные “менструальная полиция”, регулярно приходили к женщинам на работу и заставляли их проходить тест на беременность. Если по результатам ряда проверок результаты теста были отрицательными, женщину заставляли платить непомерно высокий “налог на воздержание”. 

Запрет абортов оставался в силе до тех пор, пока в один прекрасный день Чаушеску не потерял свою власть в Румынии. 16 декабря 1989 года тысячи людей вышли на улицы города Тимишоары, чтобы выразить протест против губительного для них режима. В рядах протестующих было очень много подростков и студентов. Позже один из лидеров оппозиции, 41-летний профессор, признался, что принять участие в акции его убедила 13-летняя дочь. “Самое интересное было в том, что не бояться нас научили именно наши дети, — сказал он. — Ведь большинство недовольных, которые вышли на улицы, — это были люди в возрасте от тринадцати до двадцати лет”. 

И хотя тот протест был жестоко подавлен, а десятки молодых людей убиты полицией, для старой власти наступило начало конца. Через пару дней после описанных событий Чаушеску выступал с речью перед стотысячной толпой в Бухаресте. И снова молодежь была в первых рядах, заглушая его слова криками “Тимишоара!” и “Долой убийц!” Все говорило о том, что прежнему режиму пришел конец. Чаушеску с женой пытались бежать из страны, прихватив миллиард долларов, но были схвачены, преданы скорому суду и расстреляны в светлый праздник Рождества. Среди всех коммунистических лидеров, свергнутых примерно в одно время с развалом Советского Союза, был убит один только Николае Чаушеску. Нельзя не отметить, что его смерти значительно содействовала румынская молодежь — огромное количество юношей и девушек, которых, если бы не запрет абортов, не было бы на свете".

(фрагмент из книги Даббнера и Левитта "Фрикономика")

Алексей Рощин

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены