Российский математик и публицист Андрей Пионтковский 11 января 2000 года опубликовал в газете "Советская Россия" статью под названием "Путинизм как высшая и заключительная стадия бандитского капитализма в России". Есть две причины вспомнить это событие почти 20-летней давности. Первая –  тот диссонанс от соседства слов "Андрей Пионтковский" и "Советская Россия", который испытывает каждый, кто имеет представление об этом человеке и об этой газете. Трудно представить себе обстоятельства, при которых последовательный сторонник либеральных и демократических ценностей будет вынужден публиковаться в газете, окрашенной в цвета красного коммунистического реванша, да еще с коричневыми фашистскими вкраплениями.

И, тем не менее, обстоятельства вынудили Пионтковского это сделать, поскольку он, будучи в то время колумнистом либеральной "Новой газеты", получил отказ в публикации этой статьи в родном издании, равно как и в других либеральных СМИ. Поскольку 19 лет назад аудитория интернета в России была несопоставима с аудиторией традиционных медиа, Андрей Андреевич решил использовать красно-патриотическое издание в качестве канала связи с либеральной аудиторией. Так, во время войны, разведчики вынуждены пить из любого источника, хоть из болота.

Вторая причина – невероятная актуальность статьи, которая написана, как будто сегодня. В статье 19-летней давности Пионтковский пишет: "Путинизм – это высшая и заключительная стадия бандитского капитализма в России. Та стадия, на которой, как говаривал один полузабытый классик, буржуазия выбрасывает за борт знамя демократических свобод и прав человека". И далее: "Путинизм – это война, это "консолидация" нации на почве ненависти к какой-то этнической группе, это изоляция от внешнего мира и дальнейшая экономическая деградация. Путинизм – это (воспользуемся излюбленной лексикой г-на и.о. президента) контрольный выстрел в голову России. Вот такое вот наследство оставил нам Борис Николаевич Гинденбург".

Пока на Западе глубокомысленно задавались вопросом "ху из мистер Путин", а российские либералы только что в ресторане "Три пескаря" отпраздновали вместе с Путиным свое прохождение в Госдуму, куда они шли под лозунгом "Путина – в президенты, Кириенко – в Думу!", Андрей Пионтковский написал пророческий текст, который и сегодня не потерял своей актуальности. В нем актуально все: от утверждения что "война – это основной инструмент путинского пиара" до понимания того, что "экономические взгляды Путина весьма смутны, но зато он беспрерывно и с большим эмоциональным подъемом говорит о необходимости усиления роли государства" и указания на катастрофичность такого усиления "в условиях, когда государство приватизировано властесобственниками".

Пионтковский 20 лет назад отчетливо понимал то, что сегодня некоторые для себя узнают как открытие, а большинству это понимание и сегодня недоступно. Андрей Андреевич все эти годы пытался участвовать в оппозиционной политике. Искал и не мог найти ту структуру, в которой его идеи, прогнозы и в целом его интеллектуальный потенциал оказались бы востребованы. Партия "Яблоко", движение "Солидарность", Координационный совет оппозиции – во всех этих структурах попытки Пионтковского создать широкий фронт антипутинской борьбы встречались в штыки. В либеральной тусовке Андрея Андреевича недолюбливали, а в некоторых местах гнездования этой тусовки его вообще на дух не переносили, называя за глаза "экстремистом".

В отличие от либеральной тусовки, власть считала Пионтковского своим врагом открыто и клеймо "экстремист" вешала на него вполне официально и неоднократно. В последний раз, когда Генпрокуратура нашла "экстремизм" в статье Пионтковского "Бомба, готовая взорваться" и передала материалы для возбуждения уголовного дела начальнику следственного управления ФСБ, Андрей Андреевич покинул страну…

Слова Иисуса из Библии: "не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем", при всем почтении к источнику, не являются универсальной истиной. Все дело все-таки в том, каково отечество и какие порядки в доме…

Игорь Александрович Яковенко

detaly.co.il

! Орфография и стилистика автора сохранены