В Японии сейчас существует только одно дело общественной важности - приближение понедельника, когда произойдет событие редкое и чрезвычайно волнующее местную публику. В понедельник, 1 апреля, заранее будет объявлено название эры правления нового императора, который пока еще числится наследным принцем Нарухито.
И все узнают, что нынешний год станет первым годом - но чего?

Простите, знатоки, но надо еще раз пояснить: пока в Японии вместе с привычным 2019-м годом идет и 31-й год Хэйсэй, 31-й год Установления мира, как называется эра правления нынешнего 85-летнего императора Акихито. 30 апреля он по своей воле уйдет на покой. И 1 мая новым Небесным императором, владыкой хризантемового трона и трех священных сокровищ станет его старший сын, 59-летний и очень моложавый Нарухито. И с этой секунды начнется отсчет 1-го года его пребывания на престоле, что в Японии считается законной системой летоисчисления.

В японских SNS наперебой гадают, каким будет название новой эры - большинство почему-то считает, что им станет не слишком приятно звучащее по-русски слово "анкю", "длительное спокойствие". У меня есть свои догадки, но я уверен, что не попадет никто.

Тем временем в Японии по зтому поводу ажиотаж - все пытаются наварить некоторое количество денег на слове Хэйсэй, хотя регистрировать его как торговую марку теперь запрещено. Но можно отправиться в поездку на шикарном круизном поезде с 30 апреля по 1 мая и получить отбивку в билете с названием первого дня новой эры. Есть и еще немало ухищрений - ресторан в 5-звездочной токийской гостинице, например, сообщил, что с 1 апреля в знак объявления эры правления нового монарха временно включает в меню супер-гамбургер весом три килограмма и ценой в 100 тысяч иен. Ну, типа 905 долларов США.

Там будет нежнейший стейк из японской говядины "вагю", фуагра высшего качества и прочие жуткие холистериновые ингредиенты. Плюшу будут резать на куски, как торт, рассчитана она на 5-6 человек. Не сомневаюсь, что бургер будет иметь успех - скорее всего у китайских нуворишей, которые сейчас заполонили весь центр Токио.

*  *  *

Нет сейчас в Японии секрета секретнее, чем название эры правления нового императора, который пока еще ходит в наследных принцах. До 1 мая, дня вступления на престол, 59-летнему, но очень моложавому Нарухито осталось чуть больше месяца. Однако название его эры будет объявлено заранее, 1 апреля. Чтобы успеть внести коррективы в компьютерные программы, напечатать календари и бланки.

Это небывалое новшество: влиятельные консерваторы бурчат о попрании скреп - обычно святое слово объявлялось уже после воцарения. Поэтому для премьер-министра Синдзо Абэ сейчас главный кошмар заключается в том, чтобы название вдруг не выплыло на поверхность раньше времени. Это было бы чудовищной потерей лица.

Короче, совет экспертов по китайской и японской классической литературе, по истории Японии и Восточной Азии уже подготовил варианты - "пять или больше", как сливают источники. Но какой из них? Это знают, уверен, сейчас менее пяти человек.

Слово, конечно, уже выбрано и произнесено. - в пятницу премьер Абэ ездил на своем казенном гибридном "Лексусе" к уходящему на покой 85-летнему императору Акихито. О чем говорили - неизвестно. Но практически уверен, что премьер испросил согласия монарха на название эры его сына - и получил его.

Дело это незаконное - поэтому и держится в тайне. Император после войны был лишен политических полномочий, его нельзя использовать в политических целях. Название новой эры определяет выборная исполнительная власть, и советоваться с императором в этом она не должна. Но обязана выслушать мнение обеих палат парламента в лице их председателей и заместителей. А также общественности. Все это будет в диком темпе сделано утром 1 апреля.

В понедельник варианты предъявят руководству парламента, а потом как бы представителям народа - нобелевским лауреатам, известным писателям, почтенным предпринимателям. Их советы будут наскоро переданы правительству, которое и примет уже принятое решение.

А затем генеральный секретарь кабинета поднимет в прямом эфире картонку с двумя иероглифами названия. Которое, кстати, станет и посмертным именем пока еще очень бодрого Нарухито. Потрясающе, что посмертное имя нового императора определяют политики, исходя из своих текущих интересов - но что поделаешь, таковы правила парламентской демократии.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены