Вот сижу в библиотеке. Захотелось поумнеть и набраться знаний. Пока не запретили. Пока в удивительно благополучной, причудливо неуёмной и отбившейся от рук Думе не издали очередной судьбоносный и эпохальный закон о "Безнравственности знаний и о нравственности незнаний" типа. Ну, сижу тут, узнать кое-что из истории и просветиться. На столе достойные внимания книги: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Разумеется — первоисточники. Чтобы никто-никто не ткнул, что подтасовываю чего-то там и где-то там.

Да, "Капитал" Карла Маркса — вещь серьезная, тяжёлая. И даже на вес тяжёлая. Но понять-то его хочется. А Ленина, допустим, понять — разве не нужно? Ну, в оригинале. ПСС. Вот и сижу уже который день и кропотливо изучаю первоисточники. Чтобы уяснить, додумкать то есть: как мы оказались именно здесь и именно сейчас? Ну, мы — это страна. Понятно же. Прикольно, правда? По нашим-то временам? Да-а-а. Вот такая вот композиция или архитектоника. Симплезореум, туды его. Сижу, серьёзный такой, вникаю в суть неистовой проблемы. Размышляю.

И то ли некоторые иные клиенты (то бишь читатели и посетители) были недостойны, то ли их было мало, то ли я привлек внимание своими неординарно безответственными действиями и поступками — итог такой: ко мне подошел молодой человек, с бейджиком на кармашке пиджака. Не дешёвого и — что тоже примечательно — не дорогого.

— Студент, — подумал я. — Что ему нужно? Никому не мешаю, читаю Маркса. Опять опрос какой-нибудь! Задолбали своими опросами! Лучше бы пенсию повысили, демоны!!!

Естественно, я натурально злюсь. Моё отношение к нашей молодежи — как у всех: да они бездарные, примитивные, ничего не знают, ничего не хотят. Только денег побольше и какой-нибудь "андроид" поиметь, чтобы в него ткнуться и вокруг не созерцать счастье, почти устроенное для них. Ну, примерно так. А они разные, оказывается. Как лед и пламень, волна и камень. И это из моих личных наблюдений. Более поздних. Но по порядку.

— Вам чем-то могу помочь? — спрашивает "пиджачок".

— Нет, спасибо. Я тут не спеша читаю Маркса, Энгельса, Ленина... Ничего не надо, все у меня на столе. Разбираюсь потихоньку. Хочу понять, наконец, почему пенсия такая маленькая.

Маркс подсказал Ленину, как подбить "пролетариат" на социалистическую революцию (хотя известно тоже, что декабристы разбудили Герцена, Герцен проснулся, развернул революционную агитацию, попутно разбудил Ленина). Ленин понял, как взять прибыль у капиталистов и куда её сунуть, ну и куда сунуть капиталистов, как улучшить производительность труда, как осчастливить людей — короче. Но он не написал, как повысить пенсию до нужного размера. И вот ищу марксову мысль насчет пенсии и пенсионеров. Чтобы и нам (пенсионерам) не обидно было, что про нас забыли, а про мировую революцию долдонят до сих пор. Ну, типа, про геополитические интересы, блин. А где при этом слоняются пенсионеры (наши, наши, отдавшие всё-всё этой стране) при этих интересах — загадочная быль. Если они не гопота, и не дешёвка, и не шелупонь, что примерно суть и есть, по мнению некоторых очень суперважных персон. А помните величавое: "Старикам везде у нас почёт"? А кой хрен почет с этой вшивой пенсией? Купить мыла с веревкой и удавиться? И созерцать в петле экскурсии по миру? Вот Путин почти вернул нас в СССР. А пенсия неизгладимая и бескорыстнейшая где? Гимн советский есть, флаг есть, парады есть, оружие самое быстрое в мире есть, союзники — зашибись какие — КНДР, Иран, Сирия, Венесуэла, Турция почти наша!, Венгрия, Австрия, вроде... А пенсий почему-то благопристойных и респектабельных нет. Так мы встали с колен или еще нет? За эти слова, которые сказаны, кто-то будет отвечать? Может, Ленин не дочитал что-то у Маркса про пенсии и так до Путина информация и не дошла? Вот и понять хочу, черт побери! Извиняюсь, молодой человек, за такую формулировку.

— Ну, вы даёте! — слегка улыбнулся "пиджачок". — Совсем как у Высоцкого: "За хлеб и воду и за свободу — спасибо нашему советскому народу! За ночи в тюрьмах, допросы в МУРе — спасибо нашей городской прокуратуре!"

И продолжил, чуть с улыбкой, глядя немного поверх меня:

— А зачем читать Маркса, Энгельса, если Ленин их почти не применил? Тот, кто серьёзно вчитывался в Маркса (его "Капитал"), — тот стал миллионером или миллиардером плюс рабочим дал достойную жизнь. Не миллионерами, конечно, сделал, но имеющими сотни тысяч. Уважаемыми людьми. А Ленин? Что дал? Мировая революция? Экспроприация экспроприаторов. Грабь награбленное. Медведев как-то так, примерно, выражался насчет Кипра. А что Ленин предлагал после мировой революции, т.е. после мировой войны? (После войны жить надо ведь все равно.) Ленин предлагал социализм. Мировой. Что такое социализм? Ленин говорил (из школы помню): социализм — это учёт. Значит, совершенно бездумно Ленин нас сунул в объятья новой (советской) бюрократии, своры чиновников, которые контролируют распределение общих благ. И если Ленин этого не понимал — он совершеннейшая бездарь. Чиновники украдут все. Цари-государи до него были бессильны перед армадой ворующих чиновников: военных и гражданских. А Ленин сам создал (под флагом социализма) и привел эту громаду ненасытных, ворующих упырей, борющихся за власть, да еще при абсолютной диктатуре никому не понятного "пролетариата", а на самом деле — диктатуре чиновников. Ленин, между прочим, не был никаким "пролетарием". Но первым "пролетарием" Ленин, сын потомственного дворянина, считал самого себя (он так и пишет в цитируемых произведениях: "Мы, пролетарии"). И если вас интересует вопрос о пенсиях, то могу сказать одно: чиновников ваша пенсия не волнует никак, их волнует их принципиальность. Их вообще ваше ничего не волнует. Хотите вы этого, или не хотите, или не можете хотеть. Чиновник всегда прав. Это — закон, абсолют.

Он остановился. Задумался. И продолжил:

— Знаете, что такое Министерство? Условно говоря — это большой склад. А Министр — это просто Завскладом. У них много заместителей, потому что склад большой. И надо: тому — дать, тому — много дать, а тому — ничего не дать. Примитив на самом деле. Но какая поза? Я — МИНИСТР! Обыкновенная дрянь.

Я немного оторопел. Потом пришел в себя. Стал кумекать. Вы знаете мой метод и мой принцип: никогда не знакомиться с незнакомыми людьми. Но тут я чуть-чуть отступил. Знакомиться я, конечно, не хотел, но вопрос задал как при знакомстве.

— Извините, а вы — кто? — я просто изнывал от нетерпенья.

— Я здесь работаю.

— Вы — историк?

— В каком-то смысле.

— В каком это? Я что-то не пойму.

— Да, я хотел бы быть историком, но не знаю, как сложится судьба. Ведь вы же видите, что у нас депутатами становятся артисты, спортсмены, фигуристы, боксеры, борцы и прочие ранее достойные люди. А на самом деле это реально? Вот я, как историк, будущий конечно, хочу понять — зачем они влезли сюда, в эту власть? Мне, именно историку, предстоит объяснять этот тренд. Будь он неладен. А кому же ещё, как не мне?

— Мне кажется, тут все ясно. Власть и деньги. Вот они и лезут.

— Вот именно. Но наше населенье никак не хочет этого понять. Народ думает, что государство и депутаты заботятся о них. А государство — это прежде всего чиновники. Чиновники гражданские, военные — неважно. Они не производят ничего! Только грызут, как гусеницы, распределяют потоки. Они всегда думают о собственном кармане. И это исторически показано всеми документами. И их почти никогда не карали, как обычных воров — конокрадов, например, которым вырывали ноздри, допустим. Сейчас только про Китай могу сказать, что чиновников расстреливают на стадионах. Иногда. Показательно.

— Да, печальная история. Слыхал.

— А вы вот знаете, что почти все князья были по сути своей рэкетиры и "крышеватели"? Они собирали "дружину", вооружались и предлагали охранять землепашцев, допустим. Потом, когда разрастались города, они охраняли города, вводили налоги на охрану. Потом росли города-государства, княжества, которые (ясное дело) воевали друг с другом за угодья (землю, сенокосы, лов рыбы, дубравы и т.д.). То есть наши предки (руководители, тогдашние чиновники, князья то есть) всегда были бандитами по сути, а не производителями чего-то. Это сидит в генах. Навечно, скорее всего. Жаль. Это гибельная установка. Надо быть созидателями. А "крышеватели" или рэкетиры — это примитив, это тупиковая ветвь. Но они нами правили и правят. И сейчас правят. Тупик перед нами. Вот и все.

Он замолчал. Как бы передыхая. Задумался, что ли.

Я смотрел на этого библиотекаря, на этого маленького историка, и никак не мог отделаться от чувства, что он говорит святую и истинную правду. Потому что практически история России промелькнула перед моими глазами и остановилась в 2019 году. Я пытался понять разницу в веках. И не увидел. Нет её. Нет разницы в восприятии того древнего времени и нынешнего. А значит — нет прогресса. Мы замерли, что ли? Где? Понять бы. Никто не прояснит, получается, этого никогда? Жаль. Время-то идет, а без прогресса нет развития. Воровство — это упадок.

Я так напряженно думал, что отвлекся. Меня пробудил голос.

— А вы знаете, например, что философия Ленина вполне соответствовала философии Ницше. Да и философия Сталина в полной мере. Был такой немецкий философ. Который говорил: "Есть избранные личности, которые делают историю, и безмозглое быдло, являющееся навозом истории. Только человек с "волей к власти" может оседлать народ-быдло и использовать его на пути к власти".

— А что сделал Ленин, а потом Сталин, который оказался больше Лениным, чем Ленин? Они говорили, что "коммунисты не признают то, что принято называть общечеловеческой моралью". И осуществляли это. "Для коммунистов мораль и нравственность — категория классовая. Для коммунистов морально все, что помогает интересам их борьбы за диктатуру "пролетариата". (Какого "пролетариата"?) В этой борьбе, утверждал Ленин, допустимы любые методы и приемы, если они поставлены на службу основной стратегической цели: завоеванию "пролетариатом" власти." Утонченное коварство и заведомую ложь Ленин считал вполне допустимыми и легальными средствами в политической борьбе с той единственной оговоркой, что все это должно служить интересам Коммунизма. Коварство и ложь во имя коммунизма? Да, воистину, "советские люди к 1980 году будут жить при коммунизме". И коварство, и ложь во имя коммунизма. Во имя светлого будущего надо врать и заниматься провокацией? Оказывается — да!!! А раньше для кого-то сам Иисус Христос не был богом. А потом стал. Вот так и живем. И скоро будет новый СССР, новый Ленин, и новый Сталин. И новый Коммунизм. Кстати, он уже практически построен. Не заметили? Мы с вами живем при Коммунизме. Что такое Коммунизм? От каждого — по способностям, каждому — по потребностям. У путинских ставленников способностей нет — но он берёт по потребностям. Потому что его поставили на это место. А потребности рядовых граждан при этом должны уменьшаться. Это примитивное общество распределения, где правят чиновники. Это и есть самый настоящий Коммунизм. Слава Путину! Назад в СССР!

Я не знал, что и сказать. Не хотел соглашаться, но не мог не согласиться... Я почти что коммунистический выкормыш. Верил в коммунистическое будущее себе на голову, но потом в коммунистическом тоннеле стал замечать другой далекий свет. И поверил в него. Свет притягивает.

А молодой мой "пиджачок" продолжал свое пояснение к текущим событиям.

— Ленин глубоко ошибался, принимая Сталина за коммуниста. Сталин стремился не к строительству коммунизма, а к увековечению государства под своей личной диктатурой. Поэтому, строго следуя ленинскому учению, Сталин начинает применять тактические принципы ленинизма уже внутри партии в борьбе за власть не только против своих соперников в Кремле, но и в национальных квазисуверенных республиках, прибегая к тем же "уловкам", "хитрости", коварству и лжи, о дозволенности которых идет речь в указанной книге Ленина. То, что Сталин исходил в своей стратегии из общего учения Ленина, покажет пара цитат из Ленина о "диктатуре пролетариата". Вот определение Ленина, что такое "диктатура пролетариата": "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть" (т. XXV, стр. 441). У Ленина есть и "синтетическое" определение "диктатуры пролетариата", которое допускает альтернативный выбор методов — мирных и немирных. Вот оно: "Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и административная, против сил и традиций старого общества" (там же, стр. 190). Если Ленин имел в виду под "старым обществом" людей (народ), населяющих Россию или СССР (созданный при Ленине), то он верно изложил принципы. Надо бороться с населением. Надо делать из него подручных, послушных, идеологически правильных. Силой и верой. В Коммунизм. В идеологию. В коммунистическую справедливость, в насилие.

Я неотрывно смотрел на него, моего нового "пиджачка", и слушал с нескрываемым интересом. Неужели так почти дословно можно знать нашу историю?

А "пиджачок" продолжал, без напряга, спокойно, уверенно и, не скрою, очень убедительно. Я был заворожен.

— Сталин и сталинисты, как и их наследники, всегда были и остаются великорусскими идеологами в своей национальной политике, по сравнению с которыми русские цари и их идеологи Уваровы, Победоносцевы и Пуришкевичи были сущими дилетантами. Разница здесь между царской и советской Россией заключается в том, что цари и их министры в своей внутренней и внешней политике были искренни и честны, называя вещи своими именами, а большевики и их лидеры вынуждены маскировать свою империалистическую политику интернациональной фразеологией (классический пример: по словам Кремля, советская армия ведет в Афганистане не колониальную войну, а выполняет "интернациональный долг" или, еще циничнее, оказывает афганцам "братскую помощь", практикуя там варварское народоубийство). Расхождение между Лениным и Сталиным по национальному вопросу состояло в том, что Ленин предпочитал для успеха своей стратегии проводить большевизацию национальных окраин национальными, а не русскими руками. Ленин поэтому предлагал передать всю местную власть в руки националов, маскируя там видимость русского присутствия. Иначе, писал Ленин, "свобода выхода (этих республик) из СССР (тоже мнимая, имитационная) окажется пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса, шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке" (Ленин, ПСС, т. 45, стр. 361).

И я спросил его, "пиджачка":

— И вы все это помните? Эти цитаты и выводы? Неужели это можно запомнить?

— Да, можно. Когда тебя это интересует. Мне, например, интересно, на память не жалуюсь.

И выдал еще одну цитату или определение:

— Ленин откровенно пишет, что нечего говорить о борьбе против западного империализма, если мы дома заводим свой собственный советский империализм. Вот слова Ленина: "Одно дело необходимость сплочения против империалистов Запада... Другое дело, когда мы сами попадаем в империалистические отношения к угнетенным народностям, подрывая этим совершенно всю свою принципиальную искренность, всю свою принципиальную защиту борьбы с империализмом" (там же).

"Пиджачок" напоследок произнес еще одну интересную цитату:

"Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм" — Джордж Оруэлл, английский писатель и публицист.

И вдруг добавил:

— История советской власти первых лет после революции характеризуется походом против русской интеллигенции. Сигнал подал сам Ленин. Как известно, Максим Горький поссорился с Лениным после Октябрьской революции из-за всеобщего, порой бессмысленного, террора чекистов против цвета русской нации — против ее интеллигенции. Когда Горький начал бомбардировать Ленина бесконечными жалобами на зверства чекистов по отношению к интеллигенции, Ленин в сердцах ответил Максиму Горькому в письме от 15 октября 1919 года, что русская интеллигенция — это лишь "интеллигентики, лакеи капитала, мнящие себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно" (Ленин, ППС, т. 51, стр. 48). Институт марксизма-ленинизма не постеснялся опубликовать столь грубое, нецензурное письмо Ленина против русской интеллигенции, ибо такова была официальная политика. Ленин хотел распространить террор против гражданской интеллигенции и на интеллигенцию военную, то есть изгнать из Красной армии представителей бывшего царского офицерского корпуса. И это — в условиях гражданской войны против белых, когда красных офицеров еще не было.

— Их потом изгнали и расстреляли, в 1938-м. Потому что не те. Потому что думали не так. И жить хотели по-другому.

— Зато нынешние "новые дворяне" живут как надо. Примерно как хотели жить расстрелянные в 1938-м. Интеллигенция (говно) и царские офицеры (тоже). Тут кому-то повезет, а кому-то нет.

Мой библиотекарь, мой "пиджачок" куда-то исчез. И я не знаю, где он сейчас. Я только живу надеждой. И иллюзией. Что он жив.

Геннадий Климов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter