Хорошая новость из Дании.
Массового репрессирования норок не будет.

"Министр сельского хозяйства Дании Могенс Йенсен признал ошибочность решения о забое всего поголовья разводимых в стране норок, о котором было объявлено в начале ноября. Выступая на телеканале TV2, он извинился перед фермерами, которые занимаются разведением норок, и взял ответственность за эту ошибку на себя. Забой всего поголовья норок в стране приостановлен".

Все-таки это Европа. Министр говорит во всеуслышание "МЫ ОШИБЛИСЬ". Министр берет ответственность на себя!
Возможно, в отставку уйдет.
А давно мы слышали от российского высшего чиновничества эту фразу — "МЫ ОШИБЛИСЬ"?

А мы ее вообще слышали? Хоть когда-нибудь?
Вот хоть по поводу тех же "антиэпидемических" (?) мер?

Весной в Питере меры были либеральнее, чем в Москве, но таки были. Например, сократили транспорт.
Ну, видимо, чтобы люди ездили поменьше (а они ведь и так, без всяких "мер", стали ездить только по необходимости, люди — это не детки малые, которых надо за ручку водить и постоянно контролировать).

К чему это привело?
А к тому, что ездить-то стали меньше. А вот количество людей в отдельно взятом автобусе меньше не стало. И к чему тут борьба с эпидемией?
Между прочим, у соседей, в Эстонии, гортранспорт на период эпидемии даже усилили. Ездите, дорогие, если надо — но в пустых автобусах!

Или вот Собянин — сокращает время работы общепита. Мол, ночью сидите дома, вирус — он же ночью на злодейства выходит, а днем-то, видимо, где-то отсыпается...

Чем кончится? Уравнение очень простое, класса для пятого, наверное: сократили время — увеличили плотность потока клиентов. Мэрия может рассчитывать на послание: "Спасибо вам за меры, жду новых. Всегда ваш — коронавирус".

Но дело-то в том, что чиновники примерно одинаковы везде — и в Африке они такие, и в Дании они такие, и в Москве... Приблизительно один типаж бюрократа.

Однако в Дании, помимо чиновников и санбригад по уничтожению норок, есть, оказывается, кое-что еще.
Есть общество. Которое настроено контролировать чиновников — и контролирует их.

Это не три с половиной мракобеса из РФ, по какой-то неясной причине присвоившие себе звание "общественность".

И это даже не российская оппозиционная общественность, которой рекомендовал бы не стесняться пользоваться термином "общественность" — и не сдавать его разным "бесам".

Нет. В Дании имеется полноценное гражданское общество.

И чиновникам приходится контроль этого гражданского общества терпеть. И даже иногда извиняться за ошибки — и работать над ошибками. И вот это — эффективно! И полезно для всех — для чиновников тоже.

Кстати сказать, полезно и для всех вообще: если звероцид остановлен в одной стране, чинуши вряд ли решатся на еще более жестокие и идиотские меры и в других странах.

Но, конечно, я не знаю всей полноты картины, но почему-то хочется верить, что контроль такого рода может быть разным. Что в ком-то из фермеров взыграла кровь его древних воинственных предков. Что он вышел к санбригаде с ружьем — пусть и не заряженным. "Ребятки, это — частная собственность. А объяснить вам, что такое частная собственность? Это значит, что второй и третий до меня, возможно, и доберутся... А вот интересно, кто первым будет, кому тут в Хельхейм сильно не терпится?.." И полетела вслед быстро уходящей санбригаде сочиненная экспромтом презрительная виса...

Так оно было или нет — не знаю.
Но в том, что в Дании есть гражданское общество, — не сомневаюсь.

Егор Седов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter