"Вчера приснился сон прекрасный,
Москва сгорела целиком".

Это слова из песни группы "Ленинград", которые отчасти отражают ситуацию с одноимённым крейсером.

Ракетный крейсер "Москва" затонул при попытке отбуксировать его в Севастополь в условиях шторма. Волнение моря действительно было, и высота волн достигала аж 0,2–0,3 м.

Я хочу разобраться, что всё-таки сгорело, а что затонуло.

Затонул старый советский ракетный крейсер, который прослужил на флоте почти 40 лет.

Это возможность.

Утонули люди, причём в неясном количестве. Это вообще-то закономерность.

Никто и никогда в истории ВМФ СССР и России не ставил целью спасение моряков при авариях и катастрофах. Приведу примеры.

В апреле 1970 года в Бискайском заливе затонула атомная подводная лодка Северного флота.

Погибла половина экипажа.

Сейчас доступны мемуары очевидцев этой трагедии.

Москва была озабочена спасением лодки, что было невозможно в тех условиях.

На вопрос командира лодки о том, какие указания дал тогдашний Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков по спасению людей, ему ответили, что относительно людей никаких указаний не было.

Про "Курск" я вспоминать не буду. И про слова Путина о жёнах подводников. Это бессмысленно. О том, что утонуло и кто утонул, все знают.

Как о материальном, так и о духовном.

А теперь о том, что сгорело.

Сгорело много сакрального.

Во-первых, сгорел миф о могуществе российского ВМФ, возрождённого при Путине.

Крейсер "Москва" был единственным кораблём первого ранга на Черноморском флоте.

В составе российского флота всего 12 надводных кораблей первого ранга.

Три из которых в ремонте.

Самому молодому 30 лет.

Самый старый бы заложен 45 лет назад.

То есть если при Ельцине в проклятые 90-е хотя бы достраивались советские корабли такого класса, то при Путине ни один надводный корабль первого ранга даже не был заложен.

И это при том, что надводные корабли первого ранга не только являются символом океанской державы, но и функционально необходимы в конфликтах такого рода.

В отличие от атомных подводных лодок, которые строятся исключительно в целях поддержания стратегического паритета практически со всем миром.

Во-вторых, сгорел миф о технологической сверхдержаве, пугающей мир тем, чему аналогов нет.

Россия за время пребывания Путина у власти потратила беспрецедентную сумму на нужды обороны. Но тратятся они весьма специфически.

С одной стороны, я уже приводил свои расчёты, свидетельствующие о том, что корвет в России обходится в 2-3 раза дороже, чем в странах НАТО при гораздо меньшей стоимости рабочей силы и сырья.

И это неудивительно, т.к. у путинского дружка, а по совместительству главы "Ростеха" С. Чемезова появилась квартира стоимостью в полфрегата с видом на кладбище вождей.

Про то, что на крейсер был доставлен какой-то оберег стоимостью 40 млн долларов, я просто умалчиваю.

С другой стороны, Россия при Путине настолько утратила технологии, что может производить только ограниченную номенклатуру вооружения и военной техники.

Соответственно, и средства направляются именно туда.

Надводные корабли первого ранга Россия производить уже просто не может. Как и ряд других видов вооружения в промышленных масштабах.

В-третьих, сгорел миф о профессионализме российской армии и якобы впечатляющих результатах военной реформы.

Российская армия в состоянии многое разрушать, уничтожать и грабить. Но она не способна профессионально воевать.

Применительно к флоту профессионализм ещё более актуален.

Но на поверку вышло, что ни вооружение корабля, в первую очередь радиотехническое и средства РЭБ, не сработало, ни люди, которые обязаны были им управлять.

В результате напрашивается вывод о том, что нарастающий непрофессионализм российской армии в совокупности со стареющим или недостаточно качественным вооружением представляет не меньшую, а возможно, даже большую угрозу, чем сумасшедший президент этой страны. Прежде всего, для России, ведь именно из-за этих факторов погибли моряки крейсера.

В-четвёртых, весьма примечательно, что сгорел именно этот корабль.

С ним во многом связана антиукраинская повестка в российском истеблишменте и российском обществе.

Это именно тот корабль, который был постоянно в центре внимания бывшего Московского мэра Ю. Лужкова, его соратников, таких как Константин Затулин, которые продвигали антиукраинскую тему, особенно в отношении Крыма и Севастополя задолго до Путина.

Ведь Украина объявляла их персонами нон грата почти за десять лет до "покоренья Крыма" и начала войны.

Соответственно, напрашиваются выводы.

В интересах Запада не просто артикулировать своё стремление избежать прямого конфликта с Россией и тем самым развязывать ей руки в убийстве украинцев, а всеми силами способствовать скорейшему завершению войны в Украине посредством неограниченной помощи этой стране и сокращению возможностей Путина по наращиванию военного потенциала.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter