24 июля 1945 года на конференции в Потсдаме президент США Гарри Трумэн как бы вскользь сказал советскому вождю Иосифу Сталину об успешном ядерном испытании, состоявшемся за неделю до этого. Человечество получило в распоряжение необыкновенно мощное оружие и совсем скоро убедилось в его невероятной разрушительной силе, когда ядерные бомбы сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки. А с разговора между Трумэном и Сталиным принято вести отсчет гонки ядерных вооружений в XX веке.

Сегодня об этой дате следует напомнить не в связи с состоявшейся на днях премьерой блокбастера "Оппенгеймер", посвященного создателю ядерного оружия Роберту Оппенгеймеру, а потому что Путин постоянно размахивает этим оружием и грозит устроить последний в истории ядерный взрыв.

Атомная бомба сыграла важную роль в завершении Второй мировой войны и определенно помогла предотвратить новый глобальный военный конфликт между СССР и США. Холодная война так и не стала "горячей" только потому, что обе стороны понимали: тот, кто нажмёт на кнопку первым, отправится на тот свет вторым. В наследство от той эпохи нам досталась система международных договоров по контролю и ограничению ядерных арсеналов, а также понимание, что в ядерной войне не может быть победителя.

Всё это худо-бедно работало до тех пор, пока Владимир Путин не решил захватить соседнюю страну только ради того, чтобы воплотить в жизнь личные геополитические фантазии. Поскольку война с Украиной с первых же дней пошла не по плану, то президент РФ принялся регулярно шантажировать западных союзников Киева ядерной эскалацией. Словами он не ограничился — Путин приостановил участие в основополагающем Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, поручил начать подготовку к испытанию ядерного оружия и отправил тактические ядерные боеприпасы в Беларусь.

Эти шаги выглядят как прелюдия к следующему, гораздо более опасному этапу — применению ядерного оружия. С точки зрения Путина, Запад, несмотря на все предупреждения, только наращивает военную помощь вплоть до дальнобойных ракет и истребителей и содействует ВСУ в текущем наступлении, грозящем потерей "сухопутного коридора" в Крым, а затем и самого полуострова. Объявлять новую мобилизацию и перестраивать экономику на военные рельсы Путину не хочется, да и вряд ли возможно в силу ряда причин, так что же делать, если украинская армия прорвёт фронт?

Тут кремлёвскому диктатору, конечно, захочется показать, что он всё ещё на коне, а вовсе не хромая утка, как некоторые могли подумать, наблюдая за мятежом ЧВК Вагнера, и ударить тактическим ядерным оружием. Для начала по какому-нибудь безлюдному месту. Если не подействует, бить уже будет, боюсь, по крупным группировкам украинских войск, в район Бахмута или Запорожья. Если и тут украинцы не капитулируют, думаю, начнет атаковать тактическим ядерным оружием по как он сам говорит "центру принятия решений" прямо в Киеве, а дальше — цели на территории стран-союзников Украины. Такие сценарии определенно обсуждаются, об этом в том числе свидетельствует недавняя публикация статьи придворного политолога Сергея Караганова с призывом нанести "превентивный ядерный удар" по условной Польше.

Насколько можно судить, ответом со стороны НАТО станет сокрушительный удар конвенциональным оружием по российским вооруженным силам в Украине и поддерживающей их военной инфраструктуре в России. Альянс располагает всем необходимым, чтобы за считанные недели уничтожить группировку ВС РФ и тем самым закончить войну. Но доводить до этого крайне опасно, хотя бы потому, что, оказавшись на пути ядерной эскалации, с него очень сложно сойти.

Михаил Ходорковский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены