Уже писал, что в случае реализации отечественных угроз о применении тактического ядерного оружия или же, в варианте-лайт, о выходе из ограничивающих международных договоров с последующим демонстративным возобновлением испытаний одним из главных противников произошедшего может стать Китай.

Постараюсь развить мысль.

Система нераспространения ядерного оружия в Восточной и Юго-Восточной Азии держится прежде всего на внешних гарантиях безопасности, прежде всего со стороны Штатов для Японии, Южной Кореи и Тайваня, а так же на вере в нерушимость пресловутых международных соглашений. Это позволило пережить реализацию северокорейской ядерной программы, тем более, что от страны-парии, не входившей в основные ограничивающие договоры многого не ожидали.

Обстановку облегчило и то, что существует уверенность в силе влияния на Пхеньян "адекватного игрока", то есть Китая, что в критический момент позволит сдержать корейских вождей от эскалации. А так же вера, что династия Кимов и окружающие ее несколько сотен элитных семей коммунистической аристократии более всего хотят жить, жить хорошо, передавать эту хорошую жизнь по наследству и никоим образом не собираются приближать свой тотальный крах, провоцируя всерьез, а не показухи ради региональный военный кризис.

Но выход из сдерживающих соглашений одного из их важнейших участников, причем выход демонстративный, особенно в случае возобновления испытаний и, тем более, реального применения ядерного оружия, причем против неядерной страны, причем против неядерной страны, которая в свое время, поверив в гарантии от этого оружия отказалась - станет сломом табу планетарного масштаба.

Особенно заметным в и без того душном и полном напряжения восточноазиатском регионе. В таком случае все прежние гарантии, обязательства и надежды на адекватность противников и помощь союзников обнуляются и тем же Штатам нечего будет противопоставить в ответ. Слишком нарочито-выпуклым будет прецедент и слишком явным станет бессилие не сумевших его предотвратить "великих держав". А значит, с точки зрения властей стран региона утопающие должны спасаться сами, то есть обзаводиться собственными ядерными гарантиями, отнять или опротестовать которые никто не сможет.

Передовиками здесь будут Япония и Южная Корея - обе страны, обладающие и развитой атомной промышленностью, и собственными средствами доставки способны за полгода-год получить свое ядерное оружие - с большей вероятностью по отдельности, с меньшей, объединив усилия. Особняком здесь будет стоять Тайвань, но и его участие в этих программах или запуск собственной не стоит исключать.

После стран первого круга наступит черед остальных - тем более, что региональная гонка вооружений будет подстегивать их усилия. Вьетнам и Индонезия не смогут удержаться от участия в ней хотя бы из соображений престижа, а дальше наступит черед задумываться о непростой жизни рядом с ядерными соседями и Австралии, тем более, что Канберра уже начала масштабную программу строительства подводных лодок с атомными силовыми установками в партнерстве с США.

Из крупных игроков в регионе останутся Филиппины, не имеющие достаточного ресурса для своей программы, но вполне готовые за гарантии безопасности предоставить свою территорию для иностранных баз или войти в сторонний сильный альянс.

В итоге за несколько лет картина региона, где сейчас Китай выступает абсолютным гегемоном и может, чередуя силовое, дипломатическое и экономическое воздействие продвигать свои интересы, давить на соседей и постепенно захватывать все новые позиции и по влиянию, и в продвижении своей границы в спорном Южно-Китайском море изменится кардинально. И Пекин рискует оказаться в практически полном окружении обладающих ядерным оружием беспокойных, националистически-настроенных соседей, с которыми уже не сработает прежняя тактика постепенного давления и практически бессмысленными окажутся программы по наращиванию флота и авиации. Потому что любой малый конфликт, начиная с обычного сейчас противостояния судов пограничной охраны или рыбаков в спорных водах рискует оказаться фатальным.

Конечно будут попытки Поднебесной предупредить эти действия, чередуя угрозы, обещания, гарантии и экономические пряники. Но сама обстановка развернется от презумпции "адекватности" соседа, тем более, если он "уважаемая великая держава" к абсолютному недоверию. И на аргументы "Россия тоже была адекватной, ответственной и уважаемой" и "мы не знаем, какое правительство и с какой идеологией будет у вас через десяток лет" ответить будет нечего.

Ровно потому Пекин и будет вынужден максимально жестко реагировать на все действия, рискующие расшатать международный консенсус о невозможности, табуировании применения ядерного оружия в нашем мире, демонстрируя свою адекватность и системность, превентивно и жестко карая всякого нарушителя.

Заботы на другом конце Евразии его могут не сильно волновать, хотя всякая новая эскалация неизбежно будет бить по мировой экономике, а значит и по шатким китайским рынкам, балансирующим сейчас на грани коллапса. Но еще сильнее будет пугать кардинальное ухудшение обстановки в важнейшем и для торговли, и для логистики восточноазиатском регионе. Сметающее все, реализующиеся сейчас системы безопасности и мигом превращающее регион в одну из самых горячих точек на планете. Где невозможна будет никакая стратегия развития, кроме тотальной и всепоглощающей гонки вооружений, а к чему таковая приводит исчерпывающе доказал советский пример.

Отечественные "ястребы" живут в воображаемом мире, в котором они игнорируют и просто не замечают риски своих действий. Если чего-то хочется и это что-то обещает стать очередным чудесным ключом к скорой и гарантированной победе, значит нужно убедить и себя, и остальных это сделать, наплевав на последствия. даже не думая про них. Если же предлагаемые действия оказались реализованы, но привели только к ухудшению твоего положения, значит нужно срочно искать новое "чудесное" решение и увеличивать эскалацию. Иной ход мыслей, похоже, запрещен и мягко говоря не одобряется. В свете этого у нас, по крайней мере в открытых разговорах и дискуссиях не принято обращать внимания на предостерегающие китайские заявления, отмахиваясь от них. Хочется верить, что в нескольких кремлевских кабинетах китайские реплики, в том числе и приходящие по закрытым каналам в наверняка более четкой и определенной форме учитываются. Впрочем верить - единственное, что нам остается.

Андрей Никулин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены