Я хорошо помню то ощущение душевного подъема, ощущение открытия и огромной радости, которое охватило меня, когда я впервые прочел "Педагогическую поэму" А.С.Макаренко. Мне было 14 лет.
И вот теперь, спустя почти 40 лет, я испытал это чувство снова — благодаря Народу Украины, родившемуся на наших глазах в качестве Гражданской Нации.
Конечно, я, как и многие, очень переживал из-за того, что происходит на Украине. Когда шли переговоры европейских дипломатов и украинских оппозиционеров с Януковичем об условиях перемирия — в то время, как на Майдане снайперы расстреливали людей, — как только стали известны условия этого перемирия, я написал о том, что эти условия неприемлемы, что и оппозиционеры, и Европа — фактически подыгрывают Януковичу. Что Янукович должен уйти немедленно — только это будет означать победу Народа Украины.
Вот этот текст: /material.php?id=5307C11959D8F
Однако к тому моменту, как он был опубликован, стало известно: Майдан не принял условия перемирия. Все новостные агентства опубликовали слова никому не известного парня с Майдана, прорвавшегося к микрофону, — он сказал переговорщикам (Яценюку и Кличко): "Нас тут убивали, а вы пожимаете руки убийцам!"
В этой ужасной обстановке — под пулями снайперов, под угрозой нового штурма — Майдан сохранял трезвость и мудрость, правильно оценивал ситуацию. В отличие от европейских министров, в которых никто не стрелял, в отличие от Яценюка, Тягнибока и Кличко — в которых тоже никто не стрелял.
Сразу после освобождения Юлии Тимошенко и ее речи на Майдане (где она в том числе заявила, что погибшие активисты "проложили нам (в смысле — мне) дорогу (к власти, как нетрудно догадаться)", я написал о том, что Тимошенко и Янукович очень похожи, что Тимошенко, снова придя к власти, способна "слить" Майдан.
Вот этот текст: http://www.echo.msk.ru/blog/vadimslutsky/1265242-echo/
Когда он был опубликован, стало известно о письме Майдана Юлии Тимошенко: очень уважительном, доброжелательном, но твердом, мудром и трезвом, — которое фактически поставило крест на амбициях украинской железной леди. Стало ясно: Майдан не хочет возвращения Тимошенко во власть.
А когда холуйская, очень похожая на нашу ГосДурищу, Верховная Рада дезавуировала закон о региональных языках — очень хороший закон — я написал о том, что это большая ошибка, но, вспомнив о судьбе прежних своих писаний, решил подождать и не публиковать этот текст.
И правильно сделал: вскоре стало известно, что ряд представителей Майдана — в том числе, как ни странно, основатель УНА-УНСО — потребовали защитить русский язык на Украине (см. http://slon.ru/fast/world/osnovatel-una-unso-potreboval-zashchitit-russkiy-yazyk-na-ukraine-chto-prostite-1062174.xhtml).
И тогда я вспомнил слова писателя Александра Крона: "Нет ничего выше и могущественнее, чем человеческий коллектив, и нет ничего гнусней человеческого стада. Коллектив умнее и нравственнее отдельного человека, стадо — глупее и подлее. У коллектива есть прошлое и будущее, у стада — только настоящее. В коллективе даже умерший человек продолжает жить, стадо способно затоптать живого".
Что объединяет людей в коллектив? Свобода, достоинство и общая цель.
Я родился и прожил всю жизнь в Российской империи (раньше она называлась "СССР") и привык, что "люди" (условное название, фактически — нелюди) объединяются только для того, чтобы кого-то травить. Я не знал, не видел коллектива — а только стадо.
Все хорошее, человеческое — к этому я тоже привык — исходит от отдельных людей, и очень немногих.
Однако я всегда знал и верил, что Коллектив — возможен, что он реален. Более того, в некоторых моих классах (а я учитель) нам с моими детьми удавалось создать Коллектив. Но с коллективом взрослых я не имел дела никогда.
Вот почему так радостно сознавать, что люди, родившиеся в той же стране, что и я, сейчас, на наших глазах, становятся Народом, становятся Коллективом.
И я подумал: может быть, это не случайно, что великий педагог А.С.Макаренко — украинец? Что другой великий педагог — В.А.Сухомлинский — тоже украинец?
Может быть, именно Народ Украины сумеет вывести современную Европу из глубочайшего духовного и нравственного кризиса, в котором она находится сейчас?
Я знаю, что в моей стране — в России — этого не будет никогда, потому что обожают быть рабами и никогда добровольно не променяют свое сладостное рабство на труд и испытание Свободы.
И все равно я очень рад, что дожил до Майдана, что я это видел.
Я очень благодарен Великому Народу Украины за все, что он сделал в последние месяцы и дни.
Именно Майдан — Народ Украины, ощутивший себя Хозяином своей страны, — это
главное достижение украинской революции.
! Орфография и стилистика автора сохранены