Начинать приходится с банальностей. Католическая церковь в принципе едина и подчиняется римскому епископу — Папе Римскому. Православная церковь в принципе делится на "Поместные церки", каждая автокефалия на отдельной территории — суверенного или автономного государства.
Когда распался СССР — Московская патриархия РПЦ как последний реликт имперской традиции с полным суверенитетом новых государств внутренне не согласилась. Одновременно она не согласилась и с самоуправлением церковных общин. Пока для православных общин бывшего СССР главой считается Московский патриарх, можно не только работать, в т.ч. по дипломатической и разведывательной линии с Москвой, но и готовить почву для восстановления империи. Про дипслужбу я не преувеличиваю. Иерархи РПЦ МП уже несколько раз подчеркнули нерушимость вековой традиции сотрудничества православной церкви и российской дипломатии, включая и царский, и советский периоды.
Необходимо осознать — РПЦ Московской патриархии (МП) чувствует себя в качестве цивилизационного фактора, как религиозная (духовная) сила, объединяющая всех православных верующих отдельной Русской цивилизации. Это — продолжение византийского отмежевания от Запада.
Отказ МП признать распад советской империи как окончательную данность, естественно привел к размежеванию в ряде новых государств — появились поместные (национальные) церкви, признавшие над собой лишь власть Вселенского патриарха Константинопольского.
Дополнительную болезненной теме соотношений принципов поместной и "микровселенской" церквей в Русской церкви придает следующее. Никому в МП не придет в голову отрицать нормальность существования автокефальных Грузинской, Греческой, Сербской, Румынской, Болгарской, Финской или Японской поместных православных церквей. Почему же такие страсти вокруг Эстонской и Украинской?
Потому, выдвину я гипотезу, что РПЦ МП отчасти приняла славянофильскую доктрину о русском народе как "новом Израиле" — новом богоизбранном народе. Это, конечно, ревизия христианства, полагающего именно всю Христианскую церковь "новым Израилем" целиком. Даже если вычесть из церкви католиков, несториан, евангелистов и проч., но все равно по смыслу православия - именно все православные - новый богоизбранный народ. И давать особый статус для русского народа, даже причисляя к русским всех русскоязычных, по канонам не полагается. Но каноны канонами, а идея национально-цивилизационной особости РПЦ слишком важна, Поэтому как бы стало считаться, что Москва должна быть центром всего русскоязычного мира. Поскольку, дескать, только "русский" может стать на просторах Русской цивилизации (т.е. территории бывшего СССР) настоящим православным.
Украинская революция, выбросившая на свалку истории мечты правителей Москвы о восстановлении европейской империи, и российская интервенция, впервые поставили на повестку дня вооруженный конфликт внутри православной церкви. Поскольку красноармейцев 1918-1945 годов назвать сынами православной церкви я затрудняюсь.
Дополнительную остроту ситуации придает то, что именно по Украине проходит граница между Европейской цивилизацией и ее Русской "дочкой", внутри которой идет борьба между базовой "византийской" матрицей и внедряющейся уже 300 лет матрицей "европейской". РПЦ МП заняла "византийскую" сторону. Нынешний конфликт — это еще и борьба "византизма" и "европеизма".
Понятно, что начнется в случае вооруженного конфликта. Пастве Украинской Православной Церкви (УПЦ) Моспатриархии придеться выбирать между лояльностью религиозному руководству и своими патриотическими чувствами. Проще будет тем, кто как русский, будет ассоциировать себя с российскими войсками-"освободителями". Но остальные либо перейдут в лоно УПЦ Киевское Патриархии (КП), либо автономизируются от Москвы. Произойдет утрата РПЦ МП своего цивилизационного (микрокафолического) статуса. Она окончательно станет русской, церковью этнических русских. Но это только начало.
РПЦ МП неимоверно крепко связана с путинизмом. Если последствием украинского кризиса станет и кризис путинизма, но в своем падении он увлечет и верхушку МП. И тогда РПЦ не только станет поместной Российской церковью, но и станет сообществом самоуправляющихся общин-приходов. Гибель бюрократическо-полицейской империи станет прологом распада "бюрократически-полицейской" церкви.