Перефразируя знаменитую фразу Воланда о москвичах ("Люди как люди. Только квартирный вопрос портит их"), можно обо всех бывших советских людях сказать, что они – люди как люди, вот только кадровый вопрос очень портит им жизнь.
Действительно, у постсоветских очень своеобразное – как на Руси Великой говорят, "суверенное" - представление о том, кто ими должен управлять. Они уверены, что Новая, с иголочки, Власть – обязательно должна состоять из старых кадров. В их понимании, принадлежность к элите – есть некое почти врожденное качество, без которого невозможно занимать государственные должности. Нужно быть "природным барином", нужна голубая кровь.
Вот почему, пролив немало своей – неголубой – кровушки, свершив революции, постсоветские люди – в том числе, и украинцы – тут же начинают вертеть головами в поисках таких "природных бар", которых теперь уместно посадить на царство. Они легко находятся из числа представителей прежнего "дворянства", по тем или иным причинам попавшим в опалу к только что свергнутой власти.
Власть – это нечто сакральное. Кто не был причастен к ней – тот не может быть к ней допущен и теперь. Так мыслит советский человек. Психология эта за версту отдает средневековьем, феодализмом. Но комментировать эту сторону проблемы сейчас мне не хочется.
Я когда-то посмеялся над подобной психологией россиян в тексте "Где же Лужков?"В то же время жители многих других бывших т.н. "соцстран" прекрасно понимают: тот, кто раньше был успешен и при власти, после революции должен быть люстрирован.
А у власти должен встать тот, кто при прежнем режиме успешен не был (хотя это не гарантия профпригодности: нужны еще и какие-то личные качества, способности, - но это обязательное условие, раз предполагается, что в обществе происходят ИЗМЕНЕНИЯ). Так именно и было в Чехии, Польше, странах Балтии – после краха Варшавского договора и СССР. Те люди, которые пришли к власти в этих странах, - не из номенклатуры.
В России же – и в Украине, и в Туркмении, и в Казахстане – ситуация другая. Ельцин был первым секретарем московского горкома. Кем был Путин, уже не буду напоминать. Так вот – что же сейчас происходит в Украине, именно в этом смысле?
Да все то же самое.
Турчинов – правая рука Юлии Тимошенко, человек несамостоятельный, во всем зависимый от украинской "железной леди". Он уже немолод: ему 50 лет. Был депутатом Верховной рады с 1998 по 2007 год. С февраля по сентябрь 2005 года был главой СБУ. Т.е. этот человек давным-давно во власти, которая дискредитировала себя.
Арсен Аваков – очень сомнительного свойства бизнесмен, был губернатором Харьковской области: т.е. это тоже представитель "дворянства". Арсений Яценюк – тоже.
Среди кандидатов в президенты – тоже почти сплошь знакомые имена.
Вторая странная психологическая особенность постсоветского человека: он уверен, что принадлежность к прежней элите + некоторый конфликт с недавно свергнутым властителем – не только необходимое, но и достаточное условие его пригодности для руководящей работы.
Т.е. – никакой профессионализм не требуется.
А.Аваков, например, ни в одном глазу не милиционер, никогда им не было – и даже в армии никогда не служил. Однако он – глава МВД. Это напоминает известный анекдот с седой бородкой – про П.Я.Чаадаева.
Якобы Чаадаев пришел как-то в Английский клуб, завсегдатаем которого был. Пока он раздевался, к нему подошел знакомый - Меншиков, хлопнул по плечу (чего Чаадаев терпеть не мог) и радостно приветствовал:
- А! Петря Яковлич! Здорово! Что ж не признаешь старых друзей?!
Чаадаев кисло улыбнулся, покосился на него – и говорит:
- Да я вас и не узнал. Что это вы в черном мундире?
- Да я уж месяц как морской министр: вы разве не знаете?
- Вы – морской министр?! – неприятно поразился Чаадаев. – Да вы, я думаю, лодкой никогда не управляли!
- Не черти горшки обжигают! – возразил очень недовольный Меншиков.
- Ну, разве на этом основании! – ответствовал Чаадаев.
Самому Чаадаеву царь как-то предложил служить по министерству финансов. К тому времени Петр Яковлевич спустил все, что ему досталось по наследству, так что предложение было своевременным и уместным. Однако Чаадаев почтительнейше отказался от него, отписав царю, что ничего в финансах не понимает, а вот о педагогических вопросах много думал и хотел бы служить по ведомству народного просвещения. Но Бенкендорф, через которого было передано письмо, его благоразумно адресату не отдал, справедливо рассудив, что тот может рассердиться.
В общем, это старая традиция.
Можно было бы долго рассуждать о том, почему у жителей Украины – как и России – такая странная психология, но не хочется.
Скажу еще только одно. Если украинцы не поймут уже в ближайшие месяца 2-3, что, раз они решили строить Новую Украину, для этого нужны НОВЫЕ КАДРЫ – то ничего у них не выйдет. Опять начнется дележ пирога, произвол, коррупция – опять результатом революции станет захват власти очередной группой мерзавцев, и только.
А с цивилизованной, европейской Украиной придется пока погодить.
! Орфография и стилистика автора сохранены