Фильм "Офицеры" снимался как отстой в год Застоя.
У создателей фильма получилось то, чего они добивались: ходульные образы вполне безмозглых вояк, в жизни которых нет ничего, кроме боевой и политической подготовки вперемежку с участием в сражениях во славу всегда и во всем правой страны. Ни малейшей нестандартной мыслью фильм не балует. Все, что происходит на экране, пребывает в рамках образцовой советской военно-патриотической догмы.
Актеры играют бездумную преданность военной доктрине родины. Актриса играет точно такую же бездумную преданность своему бездумно преданному мужу.
Лишь однажды она сыграла некую тень гражданской слабости, но лишь для того, чтобы тут же покаяться в этом почти преступлении.
В фильме также есть детская роль. Мальчика-суворовца показали лишь для того, чтобы убедить зрителя, что за пятьдесят лет, истекших со дня захвата власти большевиками, в головах советских офицеров, во-первых, ничего не изменилось, а во вторых, измениться не может.
С точки зрения искусства этот фильм, разумеется, был абсолютным застоем в год своего выхода на экран — 1971-й, через три года после вторжения советских войск в Чехословакию, цель которого заключалось в том, чтобы затормозить умственное и духовное развитие чехов и словаков, доведя его до соответствующих уровней советских офицеров, явленных в фильме.
И все бы ничего.
Ну была в СССР эпоха умственного застоя.
Однако вот включаю минут пятнадцать назад Первую программу Российского ТВ, а по ней идет пышное празднование, посвященное выходу на экран великого фильма "Офицеры", прославляемого в качестве вершинного достижения русских ума и духа.
Пятьдесят лет прошло.
И все та же ступень развития?
Культивируется, во всяком случае, именно все та же.