6 сентября в Республике Беларусь огласили приговор для Марии Колесниковой — одной из лидеров самой яркой оппозиции за всё время. Суд приговорил ее к 11 годам колонии.
Колесникова до событий 2020 года была известна как флейтистка и педагог. Окончив Белорусскую государственную академию музыки, она преподавала игру на флейте в Минске. За время своей музыкальной карьеры она играла в Президентском оркестре Республики Беларусь, а также в Национальном академическом концертном оркестре Республики Беларусь под управлением М.Я. Финберга.
Позже Мария переехала в Германию, где изучала игру на барочной флейте. Там она прожила 12 лет и лишь изредка навещала Беларусь. После обучения она занималась организацией международных проектов.
Снова связал судьбу Марии с Беларусью культурный хаб Ok16 — бывшее пространство Минского станкостроительного завода. Три пустующих цеха завода купил в 2017 году Белгазпромбанк, председателем которого был банкир Виктор Бабарико. Место должно было стать инкубатором культурных проектов и экономических инструментов будущего. Арт-директором проекта назначили Колесникову.
12 мая 2020 года Виктор Бабарико выдвинул свою кандидатуру на участие в выборах президента. Тогда Колесникова вместе с другими деятелями искусства, такими как Светлана Алексиевич, поддержала Бабарико. Помимо поддержки она согласилась стать представителем его штаба.
"В европейских странах это абсолютно естественно, когда человек искусства вовлечен в политическую жизнь. Потому что существует совершенно очевидная связь между режимом и тем, насколько свободно я могу заниматься культурой и международными проектами в области современного искусства. В Беларуси существует цензура, которая не позволяет ни одному из музыкантов, художников, режиссеров заниматься тем, чем ему по-настоящему хочется. В Беларуси существует разрешительная система мероприятий — ты не можешь провести концерт без согласования с каким-то там органом, ты обязательно должен получить разрешение. Все государственные коллективы, будь то симфонический оркестр или оперный театр, получают мизерные, абсолютно унизительные зарплаты. И когда люди поймут, что это финансовое унижение связано с государством, многое изменится", — отвечала на вопрос "Медузы" Колесникова о том, зачем она пошла в политику.
Бабарико вскоре был задержан, а затем пришли и за другим лидером оппозиции — Сергеем Тихановским. Другого кандидата от оппозиции Валерия Цепкало ЦИК не зарегистрировал. Позже, опасаясь преследования, он с детьми покинул страну. Его жена Вероника, жена Тихановского Светлана, которые ранее не имели никаких политических амбиций, а также Колесникова объединились в борьбе против Александра Лукашенко и выдвинули в качестве президента Светлану Тихановскую. Несмотря на формальную победу Лукашенко, было очевидно, что большинство граждан Беларуси поддерживают Тихановскую. Начались массовые мирные протесты, в ходе которых были задержаны сотни человек. Многие рассказывали про пытки в СИЗО. Ситуация разворачивалась стремительно, однако не в пользу оппозиции. Тихановскую заставили уехать из страны. Цепкало, опасаясь преследований, тоже покинула страну.
Осталась одна Колесникова. Она вошла в президиум Координационного совета оппозиции. Однако большинство членов совета были арестованы, а организация так и не смогла выйти на диалог с властью.
Несмотря на массовые аресты, Мария не планировала покидать страну. Однако белорусские власти для деэскалации ситуации сами пытались вывезти ее из республики. Ее похитили неизвестные и посадили в машину, где также находились еще двое членов совета — Иван Кравцов и Антон Родненков. Их отвезли на границу с Украиной. Кравцов и Родненков смогли оказаться на территории Украины. С Колесниковой было сложнее. При попытке насильственного выдворения из страны она порвала свой паспорт. Тогда ее задержали и заявили, что она сама хотела "незаконно покинуть территорию Республики Беларусь".
Ей предъявили обвинение по нескольким статьям: в публичных призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности (ч. 3 ст. 361 УК РБ), в заговоре с целью захвата государственной власти неконституционным путем (ч. 1 ст. 357 УК РБ) и в создании экстремистского формирования и руководстве им (ч. 1 ст. 361-1 УК РБ).