Ближний Восток известен своим показным антиамериканизмом. Правда забывает о нем, когда встает вопрос о том, где хранить личные доходы от экспорта нефти, или куда отправить учиться отпрысков своей элиты. При этом это именно многочисленные военные базы США сдерживают миролюбивых мусульман Ближнего Востока от того, чтобы они не перегрызли друг другу глотки за право единственно верно трактовать священные писания.
Интерес США к региону Персидского Залива рос по мере роста его зависимости от поставок нефти из этого региона, достигнув пика в эпоху Буша младшего. Однако по мере развития сланцевой революции в США, интерес Америки к Ближнему Востоку начал постепенно падать. В то же время США пока сохраняют военное присутствие в регионе несмотря на то, что стали энергетическим нетто-экспортером: от арабской нефти критически зависят союзники США в Европе и Азии. Помимо этого, военное присутствие США в заливе позволяет сдерживать экспансию Китая, также зависящего от нефти с Ближнего Востока.
Однако лет через пятнадцать военное присутствие США в регионе может утратить актуальность, в результате чего риски военных конфликтов внутри региона могут сильно возрасти. Особенно в условиях неизбежных экономических проблем нефтедобывающих стран, бюджеты которых дефицитны уже при текущих, относительно высоких ценах на нефть.
Еще одним ударом по странам региона станет невозможность субсидирования низких внутренних цен на энергию, что станет дополнительным ударом по экономикам Персидского залива. На Аравийском полуострове очень высокие издержки ведения экономической деятельности: чрезвычайно высокие температуры требуют больших затрат на кондиционирование воздуха, наблюдается острый дефицит пресной воды, который приходится компенсировать дорогостоящим опреснением морской воды. И все эти издержки будут неизбежно переложены на местных потребителей.
В этих условиях нынешняя инвестиционная привлекательность некоторых стран, как например ОАЭ, может существенно угаснуть, а желание иметь недвижимость в Дубае может смениться не меньшим желанием от нее избавиться. Одно дело строить на нефтяные деньги города будущего на основе западных технологий, и совсем другое – это добиться генерации этими городами будущего своих собственных денежных потоков, достаточных для их содержания и развития.
Помимо этого, страны региона катастрофически зависят от импорта почти всех потребительских товаров и продовольствия. А значит, чтобы сохранять высокий уровень экономического развития и потребления, страны полуострова должны заместить нефть в своем экспорте экспортом других товаров и услуг, чтобы могли сойтись дебит с кредитом в их платежном балансе. Лично у меня вызывает большие сомнения способность стран Аравийского полуострова самостоятельно генерировать такие большие входящие финансовые потоки.
У арабов после нефти есть экономический потенциал только в одном случае: если они создадут инновационный кластер, сопоставимый с Кремниевой долиной в Калифорнии. Однако ни местное законодательство, ни национальная культура, ни политический строй не способны обеспечить появление такого инновационного кластера. Хаб же по обходу санкций в ОАЭ таковым совершенно не является, да и существовать он будет лишь до тех пор, пока США его не прикроют санкциями.
Арабские страны пытаются создавать какие-то местные университеты, но существуют они там лишь до тех пор, пока есть нефтяные деньги платить зарубежной профессуре, которая там обитает. А поверить в то, что местное население в ближайшие десять лет безудержно ударится в образование и науку и начнет создавать технологии, которые будет экспортировать вместо нефти, я точно не готов. Это уже из области (не)научной фантастики.
Надеюсь, местное население еще не растеряло навыки кочевания на верблюдах по пустыне – через несколько десятилетий они им могут очень пригодиться.
! Орфография и стилистика автора сохранены